Новохоперск, 2013.

 

Печатается по благословению Сергия,

митрополита Воронежского и Борисоглебского

 

Предисловие

23 октября 2010 года г. Новохопёрск отмечал свой 300-летний юбилей. Мало кто знает, что этот заме­чательный праздник совпал с другим не менее значи­мым событием года — 145-летием со дня освящения Воскресенского храма. В этот день праздничные тор­жества начались соборным богослужением, которое возглавил архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, в сослуже-нии духовенства Новохоперского благочиния. Свой ви­зит на Новохоперскую землю губернатор Воронеж­ской области А. В. Гордеев начал с посещения храма.

С первых дней своего существования Воскресенский собор одухотворял жизнь живущих здесь людей. Пре­красные храмы и часовни города Новохоперска — про­явление глубокой веры наших предков. Именно они яв­лялись центрами культуры и образования, школами нравственности и благочестия.

Сегодня милостью Божией мы возвращаемся к на­шим богатым культурно-историческим традициям, по мере сил трудимся над возрождением подлинной духовности и нравственности — обретением Бога в сердцах. Пусть этот малый труд, который вы дер­жите в руках, поможет всем, к нему обращающимся, лучше почувствовать свои исторические корни, кото­рые сохранили и донесли до нас наши деды и прадеды.

Благочинный Новохоперского церковного округа Иерей Андрей Похващев

145 ЛЕТ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА г. НОВОХОПЁРСКА

История Воскресенского Собора начинается 23 октября (10 по старому стилю) 1865 года. В этот день он был торжественно освящен Высокопреосвященным Серафимом (Аретинским), архиепископом Воронеж­ским и Задонским. К тому времени Крестовоздвижен-ский собор г. Новохоперска, построенный еще в 1774 году, уже с трудом вмещал всех молящихся[1]. Поэтому в 1861 г. было решено приступить к строительству но­вого собора на месте, где прежде находился земляной вал крепости.

Большую часть организационных обязанностей взял на себя староста церкви, известный в округе купец, Василий Михайлович Степанов. Поскольку этот благодетель возглавлял местное купеческое общество, то многие состоятельные горожане охотно делали по­жертвования на нужды церкви. По сведениям церков­ной печати, один только иконостас обошелся в два­дцать тысяч золотых рублей. Василий Михайлович также учредил при Воскресенском храме стройный хор певчих, с участием любителей из господ местных торговцев.

Скончался благодетель 18 октября 1871 года. Тело его было погребено на кладбище после заупокойного богослужения в Соборе, построенном им, при стече­нии большого количества народа[2].

Компактное здание собора было выстроено по проек­ту архитектора К.А. Тона с расчётом на его круговое обозрение. Средокрестие увенчано цилиндрическим световым барабаном с гигантским луковичным купо­лом; по углам поставлены луковичные главы на высо­ких восьмигранных барабанах. Его купол доминирует во всех дальних и ближних перспективах и панорамах, причём старые подъезды к городу с востока имели его своим замыкающим ориентиром. В декоре фасадов ис­пользованы крупномасштабные элементы, заимство­ванные из русского стиля, в частности, огромные киле-видные кокошники. Воскресенский собор прекрасно совместил все достоинства отечественного зодчества: изобилие света и шатровый простор, строгость и кре-стово-купольную символику.

В 1893 году на незначительном отдалении от собора было начато строительство стройной трёхъярусной надвратной колокольни в память избавления Цесаре­вича Николая от опасности в 1891 году в г. Отсу. Все денежные расходы взяли на себя священник Аполло-сов и купец Новокрещёнов. Каменная колокольня была выстроена с учетом архитектурных особенностей собора: венчает её также крупная луковичная глава, а декор повторяет декор храма.

Первоначально храм был поделен на три придела:
Воскресения Господня, Рождества Пресвятой Богоро-
дицы, святых Петра и Павла. Но уже после освящения
храма, решили один из приделов освятить в память об-
раза             Божией              Матери,              называемой
«Скоропослушница». Изначально этот древний чудо-
творный образ находился в афонском монастыре До-
хиар, где впервые была явлена его благодатная сила. В
1863 году Русский Пантелеймонов Монастырь при-
слал в дар новому собору г. Новохоперска список ико-
ны Божией Матери «Скоропослушница». Святая ико-
на на пути через землю Войска Донского была постав-
лена на некоторое время в церкви Урюпинской стани-
цы. Известие об этом быстро распространилось между
жителями ближних селений и г. Новохоперска. В со-
провождении нескольких тысяч людей святая икона с
величайшим благоговением была принесена на руках
из Урюпинской станицы в Новохоперск (около 40 ки-
лометров), где принята церковнослужителями у строя-
щегося храма. К этому образу сразу же стали прите-
кать богомольцы не только из Новохоперского уезда,
но и паломники из отдаленных мест. По свидетель-
ствам очевидцев, молитвы у этой иконы приносили
исцеления просящим. Также большим почитанием го-
рожан пользовалась храмовая икона «Николая Чудо-
творца», присланная со Святой Горы Афонской в те
же годы.
По времени строительство Воскресенского собора совпало с переводом в г. Новохоперск из Ми­хайловской станицы (Хоперский округ области Вой­ска Донского) Богоявленской ярмарки — одной из са­мых крупных на тот момент в России. Это решение сыграло особую роль в архитектурно-планировочном развитии центральной части города, так как для торго­вых павильонов потребовалось обширное про­странство. В дни проведения ярмарок, длившихся око­ло четырех недель, специально устраивались из досок временные лавки, а торговые ряды начинались от самого Воскресенского храма. Кроме того, поскольку прибывавшие со всей России купцы нуждались в сда­ваемых внаем домах, многие граждане активно заня­лись устройством новых жилищ, переделкой и обнов­лением старых, расположенных вокруг соборной пло­щади. На протяжении пяти лет, с 1866 по 1871 год, в г. Новохоперске в январе ежегодно проходила Богояв­ленская ярмарка, дававшая городской и церковной казне немалый доход.

 

 

Главная площадь

Фотография советских годов

 

Первые десятилетия после постройки храма при­ходская жизнь не была качественно организована. Но уже с восьмидесятых годов мы видим из частых упо­минаний в церковной печати, что такая работа начина­ет вестись. Здесь церковно-приходская школа, уроки «Закона Божьего» в женской и мужских гимназиях, пастырское окормление близлежащих Казанского и Троицкого монастырей, миссионерская работа, а с на­чалом Первой Мировой Войны — сбор пожертвований для воинов.

Мирное существование прихода было прервано Октябрьской революцией и последующими декретами о фактическом запрещении деятельности церкви. Сна­чала штат священников и церковнослужителей умень­шился с трех человек до двух. А затем в ходе кампа­нии 1922 года по реквизиции церковных ценностей многие предметы культа и частные пожертвования прихожан были изъяты в фонд голодающих. Поддер­живаемый в эти годы советской властью раскол, полу­чивший название обновленческого, также заметно ослабил приход Воскресенского собора.

В 1939 году Воскресенский Собор, который к тому времени уже потерял свое благолепие и блеск купо­лов, был приспособлен под зерновой склад. Но нельзя сказать, что духовная жизнь в нашем районе совсем замирает: с закрытием последнего храма она переме­щается в подполье — «катакомбы». По заключениям

историков, в нашем районном центре функционирова-

ло два нелегальных прихода.

 

 

Архивно-следственное дело Балабанова Ф.Ф. (1937 г.)

 

Трагична судьба последнего настоятеля храма, про­тоиерея Федора Федоровича Балабанова. Родился он в 1865 году в с. Конские Раздоры, Александровского уезда в семье священника. В 1885 г. успешно закончил духовную семинарию в г. Екатеринославе. В годы Гражданской войны семья священника вместе с частя­ми добровольческой армии попала в Югославию. Сам же Федор Федорович в 1924 г. был судим верховным судом Украины за принадлежность к «Союзу Русского народа» (1916 г.) и просидел в тюрьме один год. В 1931 г. он был вторично судим за неуплату налогов и приговорен к десяти годам лагеря; в 1935 наказание заменили на пять лет административной высылки в г. Новохоперск, где он проживал по адресу ул. Дзер­жинского, 24 (ныне — ул. Дзержинского, 40).

18 сентября 1937 года он был снова арестован НКВД. На допросе в Борисоглебской тюрьме о. Федо­ру вменили в вину то, что он вел антисоветскую дея­тельность и в частности религиозную пропаганду сре­ди детей, угощая их при этом конфетами. На предъяв­ленные ему обвинения о. Федор спокойно ответил: «Да, действительно я детей люблю и угощаю их кон­фетами и яблоками, но религиозной пропаганды я сре­ди них не вел». 10 октября Ф.Ф. Балабанов был расстрелян по приговору Особой Тройки НКВД.
В годы Великой Отечественной войны наступило некоторое улучшение отношений государственной власти с церковью. Со стороны Райисполкома была сделана уступка верующим, и после четырех годов запустения соборный храм в г. Новохоперске был вновь открыт для прихожан[3]. Однако длительное вре­мя местное руководство запрещало производить каки­е-либо ремонтные работы и даже просто «латать дыры» в крыше. Наконец, когда согласие последовало, то материалы пришлось закупать по очень высоким ценам. Сметы, порой, доходили до сотен тысяч ру­блей, а расценки на инвентарь в несколько раз превы -шали рыночные.

В 1956-1960-х годы усердием настоятеля протоие­рея Константина Белякова удалось восстановить шту­катурку внутри, частично расписать колонны и стены в главном приделе, отреставрировать иконы над две -рями храма (с западной, северной и южной стороны), а также икону в главном куполе — «Господь Саваоф».

Причт и прихожане на фоне приходского дома (1949 г.)

В эти же годы была восстановлена наружная штука­турка храма и колокольни (с побелкой известью), вновь перекрыта кровля, произведена покраска храма и всех хозяйственных построек в ограде, с левой сто­роны от храмового комплекса построен приходской дом[4].
В 1960-е годы вновь наступили для Православной церкви годы преследований. В 1961 году собор отреза­ли от электроснабжения, поэтому помещение при­шлось освещать свечами и керосином и только в 1964 году удалось купить дизель-генератор для освещения. Усиливается давление властей на священно- и церков­нослужителей — шел период тихих гонений, когда не было расстрелов, но усилилась антирелигиозная про­паганда. Священнослужителей лишали прописки, за­ставляли отказываться от священного сана, а храмы опять начали закрывать. Но прошло и это. Сегодня храм заботой граждан, руководства города, трудами настоятеля серьезно обновляется — внутри идет рос­пись стен и алтаря, близится к вводу в эксплуатацию четырехэтажный приходской дом.

Причт и прихожане Воскресенского собора на фоне храма (1946-1949 гг.)

История Воскресенского собора в XX веке удиви­тельным образом отразилась в биографии человека, оставившего о себе добрую память среди прихожан Воскресенского собора — схимонахини Агнии (в миру Стародубцевой Александры Васильевны). 15 апреля 1884 года в семье крестьянина с. Кадом Тамбовской губернии Василия Стародубцева родилась девочка, которую назвали Александра.

Родилась она слепой, и родители повезли ее в г. Воро­неж к мощам святителя Митрофана, где по молитве ей было даровано зрение. Когда Александре исполнилось четырнадцать лет, неожиданно скончался ее отец, а вскоре и мать; девочка осталась со старшей сестрой и младшим братом. Не закончив учебу в гимназии, Александра упросила родственников отпустить ее для проживания в женский Знамено-Сухотинский мона­стырь. Эта обитель к концу XIX века славилась в округе своей иконописной мастерской и художествен -ной вышивкой гладью. Здесь через некоторое время молодая послушница Александра приняла постриже­ние в рясофор с именем Агния. Отсюда каждый год во время отпуска мать Агния отправлялась в Оптинскую пустынь к своему духовному отцу старцу Варсоно -фию. Она даже написала его портрет, который потом просили у нее в Третьяковскую галерею. Только неза­долго до своей кончины о. Варсонофий отдал матушке этот портрет, которым очень дорожил. Сама матушка так говорила: «Эта не я писала портрет, отец Варсоно­фий писал его моей рукой».

В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской мона­стырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала до 1929 года. По благословению сво­его нового духовника иеромонаха Севастиана (буду­щий священномученик Севастиан Карагандинский, прославленный в лике святых в 2000 году), матушка Агния переезжает в малый городок — Новохоперск. Здесь же собираются некоторые монахини из других закрытых монастырей Новохоперского района: Казан­ского Таволжанского и Лысогорского Троицкого. Вме­сте с другими черничками она была вынуждена часто менять место проживания, чтобы лишний раз не при­влекать к себе внимание ОГПУ. В 1930 году она про­живала в Среднем Карачане, позже — в Алферовке и других ближайших селах. Вот что она сама написала об этих днях: «Господи, помоги пережить все находя­щее, дай мне силы и терпение. Теперь мне нужна муд­рость, чтобы самой решать серьезные вопросы»… Много скорбей пришлось претерпеть матушке, но она никогда и словом не обмолвилась. Более того, по сви­детельству ее духовных чад, подвизаясь в храме горо­да Новохоперска, она несла подвиг молчальничества.

Когда после войны Воскресенский храм вновь открылся, Агния, знакомая с иконописным мастер­ством, взялась за реставрацию отдельных икон. Ее трудами была восстановлена почитаемая икона Пре­святой Богородицы «Скоропослушница». Также ма­тушка принимала активное участие в реставрации на­стенных росписей, иногда целыми днями проводя вре­мя за работой, а после открытия Покровского кафед­рального собора г. Воронежа, также принимала уча­стие в реставрации росписей в составе группы иконо­писцев. Незаметно за трудами пришел 1952 год, когда пришло письмо от старца Севастиана с приглашением приехать в Караганду, чтобы там потрудиться над со­зиданием Православия в крае. Через три года после отъезда мать Агния по благословению патриарха Алексия I была пострижена в мантию.

 

 

Схимонахиня Агния (Стародубцева), г. Караганда

 

19 апреля 1966 года скончался старец Севастиан, и, согласно его последней воле, старица Агния (Старо­дубцева) приняла попечение над духовной паствой по­чившего. Много людей приезжало к ней за духовным советом со всех краев нашей Родины (в том числе из Новохоперска), но при этом матушка всегда старалась скрыть свой дар рассудительности. Часто она говори­ла вопрошающим: «Ну, что я — старый человек? Я ни­чего не знаю, сижу за печкой, нигде не бываю». 17 марта 1973 года после принятия Святых Тайн матушка Агния, будучи пострижена в схиму, мирно предала свою душу Господу. Похоронена она была на Ми­хайловском кладбище рядом со своим духовным на­ставником о. Севастианом (Фоминым).
***

Так, прошло более 145 лет со дня основания этого великолепного Соборного храма, но очень немногие знают об истории этого памятника архитектуры XIX века. По словам классика, «тот народ, который забыва­ет свою историю, перестает существовать». В настоя­щее время, как никогда, требуется усилие по изучению судьбы народа, своей страны, своего села. Храм же это не только здание, но в первую очередь дом молитвы, двери которого открыты для каждого входящего.

Приложение №1 Поминальный список священно- и церковно служителей, благоустроителей храма

«Поминайте наставников ваших, которые пропове­довали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жиз­ни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

 

прот. Александр Демчук прот. Андрей

Учамплин прот. Василий

Федоров прот. Василий

Щепотьев прот. Георгий Митрофанов прот. Иаков Тимофеев прот. Иоанн

Радионов прот. Иоанн Хрущев прот. Константин

Беляков прот. Митрофан Часовников прот. Михаил

Корыстин прот. Михаил

Луцкевич прот. Никанор

Патрицкий прот. Феодор

Балабанов свящ. Александр Тихомиров свящ. Андрей Девицкий иеромон. Валерий Миргун свящ. Василий

Казанский свящ. Василий

Ублинский свящ. Владимир

Красновский свящ. Владимир Малофейченко свящ. Димитрий

Романовский свящ. Димитрий Ситрикун свящ. Иоанн Часовников

свящ. Иоанн Благовещенский свящ. Иоанн Сергеев свящ. Максим Гаврилов свящ. Михаил Щербаков свящ. Николай Ткалин свящ. Николай Бабенко свящ. Павел Карманов свящ. Павел Евланников свящ. Павел Григорьевич ? свящ. Петр Евланников свящ. Петр Макаров свящ. Тихон Данков диак. Алексий

Щеглов диак. Андрей Зеленев

диак. Василий Докукин

диак. Владимир Левашов

диак. Григорий Васильев

диак. Евгений

Лавров диак. Захарий Поворинский диак. Иоанн Лукич диак. Константин Капустин диак. Никанор

Левашов диак. Феодот Зелинский иподиак. Иоанн

Иванов псал. Андрей ? псал. Антоний

Михайлов псал. Василий

Алексин псал. Димитрий

Зеленев псал. Евгений Лавров псал. Иоанн Карманов псал. Иоанн Юрчевский псал. Николай Томилин Димитрий Романовский Максим, Василий, Алексий, — жертвователи игуменья Апполинария схимонахиня Агния монахиня Мария монахиня Надежда

 

Приложение №2 Некрополь Воскресенского Собора

  1. Андреев Мартин Егорович, f17 сентября 1903 г., 68 лет от рождения.
  2. Андреева Татьяна Ивановна, f3 марта 1905 г. На оборотной стороне: Господи прими дух ся с миром.
  3. Языков Дмитрий Иванович, f16 июня 1890 г. в 12 часов дня, жития его было 64 года. На фасадной сторо­не: здесь погребено тело Новохоперского купца.
  4. Аршеневский Анатолий Дмитриевич, р. 20 октября 1858 г., f10 февраля 1912 г. На этом же камне над­пись: И жена его Елизавета Рихардовна Аршеневская, р. 16 августа 1861 г. f[дата отсутствует].
  5. Паненков Василий Петрович, f9 ноября 1881 г., жи­тия его было 46 лет. На фасадной стороне надпись: Господи прими дух его с миром / Под сим камнем по­гребено тело Новохоперского купца. На обратной сто­роне высечен текст:

Блажен путь вонже Пойдеши душе моя Яко уготоватися Место упокоения

  1. Раевский Алексей Александрович, f22 октября 1872 г., на 65 году от рождения.
  2. Часовников Митрофан Иванович, протоиерей, р. 15 июня 1850 г., f10 апреля 1912 г. На обратной стороне: Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекут­ся Матф. гл.5 ст.9. На восточной грани: Мир праху твоему добрый пастырь! На западной грани высечен текст: Сооружен иждивением почитателей.
  3. Кузнецов Василий Алексеевич, р. 8 марта 1808 г., f 1870 г. сентября 9 дня. На фасадной стороне надпись: здесь погребено тело протоиерея. Служения его церкви Божией в священном чине было 39 лет.

На обратной стороне высечен текст: Мир праху твоему Добрый пастырь! Поминая твое служение,

Братолюбие, общение, И любовь ко всем Мы присные твои, Други и чада по духу, Молим и просим Господа Да покоит Он твою душу Вместе со Святыми и праведными В селениях райских.

  1. Тимофееву Иакову, р. 11 июня 1840 г., f 8 июня
    1888 г. На обратной стороне надпись: досточтимому
    пастырю/ отцу протоиерею/ от признательных прихо-
    жан.
  2. Гризодуб Иван Григорьевич, надворный совет­ник, 74 года, f14 марта 1896 г.
  3. Савельев Иаков Васильевич, Новохоперский ку­пец, р. 12 октября 1827 г., f1885 г. 30 января. На обратной стороне: Мир праху твоему добрый Отец.
  4. Цеслинская Татьяна Александровна, f3 апреля 1914 г. На фасадной стороне: здесь погребена вдова Генерал-майора, скончавшаяся на 74 году жизни.
  5. Степанов Алексей Васильевич, f20 ноября 1911 г., 73 года.

Приложение №3 Духовный стих

«Духовные стихи являются самым высоким художе­ственным выражением в слове народной веры».

Г.П. Федотов

В полночный час из гроба, Спаситель наш воскрес; Всем верным жизнь и радость, и свет принес с небес: Прекрасный ангел светлый, мгновенно отвалил; Великий камень гробный, и гроб весь осветил: Земля вдруг затряслася, когда Спаситель наш, Воскрес в полуночный славный, благословенный час: И стражу иудеев объял великий страх, Как мертвые на землю, поверглись все во прах: Ангел светозарный, на камене сидел, И голосом небесным, Христос воскресе пел:

Когда святое утро, воскресное зажглось, И небо тихим светом, с востока облеклось: Тогда святые жены, на гроб Христов пришли: И миро дорогое, с собою принесли: Чтобы помазать тело, Владыки своего, Пришли ко гробу смотрят, о ужас нет его: К Петру и Иоанну, чтоб возвестит о том: // Оставшиеся жены, во гроб Христов вошли: И здесь прекрасных светлыйх двух ангелов нашли: Они женам сказали, кого вам нужно здесь, Христос спаситель мира, из гроба уж воскрес.

Мы ангелы святые, поверти жены нам, Христос воскресе скажите, святым его друзьям: Внесказанном восторге, они во гроб бегут, И радость воскресения, друзьям они несут: Мария же Магдалина, пришла на гроб опят, И стала безутешно, здесь плакат и рыдать: За что Христос воскресший Марию возлюбил, Явится ей прежде всех, в саду благословил: Мария озарилась вдруг, светом божества, Христос, воспела, в восторге торжества:

Потом Христос явился, другим святым женам,

А вечером открылся, своим ученикам: // Торжественно сказал им, мир вам мои друзья,
Не бойтесь не смущайтесь, смотрите это я; Я ваш Господь учитель, замученный воскрес, Всем жизнь вам и радость, и мир принес с небес: Апостолы в восторге, в чувстве и в любви святой, Христос воскресе пели, всем сердцем и душой: С любовью друзьям, Владыко говорил, К познанию писаний и им разум отворил: Апостолы познали, теперь всю цель креста, Уничиженья смерти, и страшных мук Христа: Христос сказал идите, весь мир учите людей, В любви и вере православной, и жизни всей моей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анчуков Г.А., Петров В.Т. Из истории земли Новохоперской. — Воронеж: Воронежская областная типография, 2001. — 221 с.
  2. Дмитрий (Самбикин), архим. Хронологический указатель церквей в Воронежской епархии (1586­1886). — Воронеж, 1886. — 172 с.
  3. Королева В. Воспоминания о старце Севастиа-не Карагандинском. — М. : Паломник, 1994. — 414 с.
  4. Кригер Л., Чесноков Г. Архитектура историче­ских городов Воронежской области. — Воронеж: Из-д-во «Центр духовного возрождения Черноземного края», 2002. — 320 с.
  5. Литвинов В.В. К 200-летию г. Новохоперска (1716-1916 гг.) // Памятная книжка Воронежской губернии на 1916 год. — Воронеж, 1916. — Отд. III. -С. 113-128.

Архивные источники

  1. ГАВО (Государственный архив Воронежской области). — ф. И-21, оп. 1, д. 601, л. 1-5. — «Дело по представлению Новохопёрской городской управы о желании купца Новокрещенова построить за свой счет колокольню при Воскресенском соборе».
  2. Епархиальный архив Воронежской и Борисо­глебской епархии. — «Дело Воскресенского храма 1960-1975 гг.».

Этнографические источники

  1. Зап. в 2011 Овчинниковым П.А. от Ковредовой
    Клавдии Михайловны (1947 г.р.) // ЛАО (Личный
    архив Овчинникова). — 2011. — Тетр. 1. — № 3.

Иллюстративный материал:

  1. Внешний вид храма и колокольни (1946 г.):
    ГАВО. — Фонд 967, оп. 3, Дело 29.
  2. Фотографии схимонахини Агнии (Стародуб-
    цевой): http//enis-el-
    iellis.liveiournal.eom/72438hlml#cutid1
    .

 

145 лет истории Воскресенского собора г. Ново-хоперска / авт.-сост. Коровин В.Ю., Овчинников П.А. — Воронеж, 2011. — 26 с.

Эта книга о Воскресенском соборе г. Новохоперска, заме­чательном памятнике архитектуры, заложенном сто сорок пять лет назад. Книга рассчитана на широкий круг читателей, поэтому не претендует на абсолютно полное изложение исто­рии соборного храма XIX века. Предпринятое исследование ложится в основу серии подобных книг, рассказывающих об истории создания храма, порухе и возрождении и служащих пособием для разработки паломнических маршрутов.

 

 

 

145 ЛЕТ ИСТОРИИ ВОСКРЕСЕНСКОГО СОБОРА г. НОВОХОПЕРСКА

Коровин Виктор Овчинников Павел

Корректура: Бондарева Галина, Ефремов Владимир

[1] По статистике, численность горожан в этот период возросла до 7000 человек.

[2] Кроме того, тщанием В.М. Степанова был возведен храм в честь Успения Пресвя­той Богородицы на центральном кладбище г. Новохоперска. К сооружению этой церкви храмостроитель приступил по завещанию умершего Новохоперского купца Петра Петровича Студеникина, пожертвовавшего на содержание причта 250 десятин земли. Храм этот располагался на выезде из города и в настоящее время полностью утрачен.

[3] Два других храма в честь Пресвятой и Живоначальной Троицы и в честь Воздви­жения Честнаго и Животворящего Креста Господня по понятным причинам не функ­ционировали и продолжали медленно разрушаться. Сегодня здания церквей требуют серьезной реставрации.

[4] Сегодня там располагается квартира настоятеля храма, помещение для занятий воскресной школы, просфорня, канцелярия и библиотека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *