Материалы: ВВЕДЕНИЕ.

ВЫПУСКНИКИ

ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

1745 – 2015

Материалы к биографическому справочнику

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие читатели, вы держите в руках биографический справочник о выпускниках ВДС за все 270 лет ее существования. Работа осуществлялась по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Лискинского и ректора Воронежской православной духвоной семинарии игумен Иннокентия (Никифорова). Творческая идея принадлежит воронежскому историку Александру Николаевичу Акиньшину.

С конца 2013 г. команда исследователей, среди которых два преп. семинарии, группа студентов и мирян, работала над выявлением списков выпускников и их биографий. Работа велась при научном консультировании профессора А. Н. Акиньшина. Осенью 2014 г. к команде исследователей присоединился исследователь духовного образования России доктор церковной истории Наталия Юрьевна Сухова. На заключительном этапе включился в работу воронежский ученый, кандидат философских наук Виктор Юрьевич Коровин, а также группа верующих из Всехсвятского храма г. Воронежа.

Издание включает вводную источниковедческую статью, список выпускников за 270 лет с биографическими данными, две обобщающие статьи: «Столетний вклад в духовную ученость: выпускники Воронежской Духовной семинарии в российских духовных академиях (1817-1917)» и «Основные вехи истории и структура учебного курса Воронежской Духовной семинарии», списки сокращений и использованной литературы.

Как известно, Воронежская Духовная семинария начинает отсчет своего существования с 1745 г. О систематических выпусках в период с 1745 по 1780 г. на данный момент известно мало. Тем более интересны любые собранные сведения о них: дата рождения, успехи в семинарии и судьба после ее окончания. Вероятно будет сказать, что систематических выпусков не было. До 1780 г. в Воронеже системы духовного обучения не сложилось, были только единичные воспитанники, окончившие обучение.

Структура текста. С 1780 по 2015 г. ВДС осуществила 107 выпусков (без учета регентского и иконописного отделений) с количеством выпускников 7843 человека. С 1780 по 1874 г. выпуски осуществлялись один раз в два года. После реформы 1869 г., которая затянулась в Воронеже до 1874 г., и до 1918 г. выпуски осуществлялись ежегодно.

Графа «нет в списке», значит, что в списках выпускников этого человека не значилось, но в дальнейшем его фамилия была выявлена в архивных материалах или литературе, притом с очевидной привязкой ко времени окончания семинарии и будущей деятельности (окончил духовное уч-ще, по окончании семинарии поступил во священнослужители или начал трудовую деятельность в светском звании).

Графа «вышедшие из высшего отделения» и «вышедшие из среднего отделения» относится к тем, кто учился в семинарии, но выбыл из высшего (5-6-й классы) и даже из среднего (4-6-й классы) отделений для поступления в академии России или выхода в светское звание. Как правило, мы не включаем в справочник вышедших из среднего отделения и делаем отступления от этого правила только в случае, если вышедший отправлялся на обучение в академии России и таким образом мог внести существенный вклад в интеллектуальную жизнь страны. В большинстве случаев выпускной класс делился на два отделения, в каждом из которых были свои 1-й, 2-й, 3-й разряды.

Обучающиеся по первому разряду, пусть и не окончив семинарию до реформы 1869 г., по специальному распоряжению Святейшего Синода могли отправиться в числе лучших студентов в духовные, медицинские или военные академии для продолжения обучения. Это было связано с нехваткой преподвательских кадров в системе образования и других сферах жизни Российского государства. Среди таких достойных воспитанников ВДС был будущий митрополит Евгений (Болховитинов) и многие другие священнослужители и ученые, выбывшие из семинарии, поступившие в академию и в дальнейшем продолжившие служить Церкви и государству.

Содержание биографии. Нами была предпринята историографическая работа с поиском источников и материалов о выпускниках, которая вылилась в составление биографии по каждому из них. При максимуме приложенных творческих усилий биографии различаются полнотой информации, что обусловлено различной степенью сохранности документов, степенью заметности оставленного ими следа в истории Воронежской епархии и России в целом. Если после фамилии выпускника нет никакой информации, то это означает, что на данный момент нами не выявлены данные его биографии.

Фамилии студентов приведены в том порядке, в каком они были опубликованы в литературе (об этом написано ниже), что может сказать исследователю об успеваемости воспитанника [1]. Имена выпускников возрожденной в 1997 г. Воронежской Духовной школы даны в алфавитном порядке по годам выпуска с указанием, по возможности, названий дипломных работ, а в случае если ими было продолжено обучение в Духовной академии, то были выявлены названия их кандидатских и магистерских работ. В 1996 г. состоялся первый выпуск регентского отделения, а в 2002 г. первый выпуск иконописно школы. Фамилии выпускниц регентского и иконописных отделений приведен также в алфавитном порядке по годам выпуска. В круглых скобках даны фамилии выпускниц в замужестве.

Биографии имеют одну общую хронологическую последовательность: данные размещаются от рождения до смерти. Если известны даты рождения или смерти, то они выносятся в начало и располагаются в круглых скобках за фамилией. Если выпускник принял монашеский постриг в течение жизни, то имя в монашестве выносится перед фамилией в начало биографии. В случае если в архивных документах или литературе были обнаружены несколько вариантов написания фамилии, имени или отчества выпускника, тогда они выносятся в начало в квадратные скобки. Все разночтения источников также вынесены в квадратные скобки. Информация о жене и детях, даже если они и приводятся в архивных материалах или литературе, не приводится в биографии, т. к. исследователь может обратиться к первоисточнику и получить исчерпывающую информацию, больше той, что мы можем привести в данном издании. Названия научных работ приводится в том же написании, что дает архивный источник.

Сведения, данные составителем по умолчанию. Как правило автором описания моральных и профессиональных качеств выпускников 1780-1864 гг. является А. И. Николаев. Другим автором, оставившим обширный описательный состав, был В. В. Литвинов (принятое сокращение «ВС-1» или «ВС-2»). В работе приняты сокращения источников и литературы, приведенные в списке сокращений.

Начальные данные биографий взяты из списка историка Николаева «Выпускники ВДС 1780-1880 годов», опубликованного в 1882-1884 гг. [2] В случае когда дополнительная информация не выявлена, никаких дополнительных указаний в круглых скобках не приводится. Когда происходит обнаружение дополнительных данных о жизни воспитанника, как правило, в круглых скобках в конце биографии указываются архивные источники и литература, которая послужила основанием для дополнения биографии. Их порядок расположения таков: архив, литература, периодика, опубликованные труды (об этом говорится ниже).

Периодические издания. Любой исследователь местной истории не должен обойти вниманием содержание епархиальных ведомостей, в нашем случае Воронежских [3]. И здесь мы находим ценные данные о выпускниках 1780-1880 гг., опубликованные в 1882-1884 гг. А. И. Николаевым [4]. На протяжении ряда лет автором публиковались списки семинаристов, иногда с данными о перемещениях и назначениях, иногда в дополнении к ним он приводил факты о жизни духовной шк. разных лет. Надо отметить, что работа Николаевым не была завершена, он довел списки только до 1864 г. Об этом можно заключить исходя из того, что изученные нами комплекты газет не содержат описания всех заявленных лет выпуска [5]. Архимандрит Димитрий (Самбикин) в годы ректорства в Воронеже провел и опубликовал исследования, актуальные и по сей день [6].

Содержание официальной части ВЕВ позволяет проследить и дополнить биографии священно- церковнослужителей Воронежской епархии, содержащей назначения и перемещения псаломщиков и духовенства епархии, а также зачастую наличием регулярно печатающихся обширных некрологов, которые, в отдельные годы, публиковалось много, а в другие – меньше, что объясняется, видимо, чуткостью местных корреспондентов к памяти о своем духовенстве.

В Российской национальной библиотеке (г. Санкт-Петербург) сохранилась полная подшивка газеты «Воронежский вестник церковного единения», выходящей в 1917 г. (47 номеров) и 1918 г. (46 номеров), благодаря этому нами воссоздан список студентов по состоянию на 1918 г. Несмотря на революционную анархию, воцарившуюся в стране, издание продолжало публиковать хронику жизни епархии, списки о назначениях, перемещениях и смерти духовенства.

С 1919 г. в Воронеже выходит областная газета «Воронежская коммуна», которая несколько раз меняет название, и с ее страниц мы узнаем имена нескольких священников, снявших сан в 1920-1930-е гг. В дальнейшем может быть перспективным изучение периодических изданий губ. центра и выходящих на территории уездов после революции 1917 г. с целью воссоздать имена и факты церковной истории этого периода.

Литература. В начале XX в. выпускник Воронежской учительской семинарии историк В. В. Литвинов опубликовал часть имен воспитанников ВДС, вышедших из духовного звания [7]. Вероятно, он хотел продолжить свою работу, но начавшаяся война, а затем революция помешала ему это сделать, поэтому и его работа может быть дополнена. Выражение «выходцы из духовного звания» не несет негативного оттенка, как можно себе представить. Для многих из них перспектива остаться в духовном сословии означала будущее нищее существование на должности чтеца или другого причетника на небольшом сельском, а в лучшем случае городском приходе. Выход же из духовного звания открывал возможность поступления в ун-т или светскую академию с возможностью занимать доходную должность на всем пространстве Российской империи. Защищая представителей выходцев в светское звание, можно апелировать к судьбе тех, кто прошел этот путь уверенно и достиг успехов. К примеру, академик Российской академии наук Виктор Васильевич Пашутин (1845–1901) [8].

Уникальный труд преподавателя ВДС Павла Васильевича Никольского «История Воронежской семинарии» [9] (впервые увидел свет в 1898-1899 гг.) был переиздан в 2011 г. При переиздании к книге Никольского в качестве приложения была добавлена статья Е. А. Болховитинова, которая и выносит из тьмы истории имена обучавшихся в семинарии до начала систематических выпусков, т. е. до 1780 г.

Нужно указать на литературу, в которой упоминаются выпускники Воронежской семинарии, учившиеся в высшей духовной школе. Кроме указанной выше статьи будущего архиепископа Димитрия (Самбикина) о выпускниках Воронежской ДС в КДА [10], наиболее информативны юбилейные издания духовных академий, авторы которых старались представить списки выпускников за истекший период [11]. К сожалению, в этих изданиях не всегда указаны семинарии, которые окончили студенты академий, иногда в этих указаниях есть ошибки. Данные по студентам академий более поздних лет собирались к 100-летним юбилеям, но не все академии успели их опубликовать[12]. К тому же во все эти списки и перечни, содержащие только имена. включены лишь студенты, окончившие полный курс академии. Из этого следуюет, что исследование должно базироваться на источниках.

Следующее издание, без которого работа была бы неполной, – «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии» [13]. Справочник дает статистическую информацию о состоянии и деятельности Воронежской епархии на 1899 г., приводятся имена священно- и церковнослужителей и места их служения. Ввиду многочисленности этих имен (около 2800 человек), а также недостаточности дополнительной информации, сопоставление и достоверное соотнесение этих имен со списком выпускником остается делом дальнейших исследований.

В ходе работы мы обратились к энциклопедическим изданиям. В случае если статья энциклопедии содержала исчерпывающее описание жизни выпускника, то мы не перепечатывали ее, а лишь давали ссылку на энциклопедию. В части биографий о выпускниках-святых и выпускниках-архиереях мы обращаем читателя к «Православной энциклопедии» [14], выходящей с 2000 г. «Воронежская историко-культурная энциклопедия» [15], содержит большое количество статей о духовенстве и мирянах-выпускниках, оставивших заметный след в культурной и духовной жизни губернии. Просмотрена «Большая медицинская энциклопедия», в которой был выявлен только один выпускник – упоминавшийся выше В. В. Пашутин.

Мы старались привлечь разностороннюю научную и краеведческую литературу по истории храмов, монастырей и семей Воронежского края, выбирая по крупицам разбросанные сведения о духовенстве и мирянах, учившихся в ВДС [16].

Особая страница страны была написана в судьбе духовенства и мирян, проявивших себя на поле брани, защищая страну. Литература об участии Воронежского духовенства и семинаристов в войнах представлена несколькими работами: статья Н. И. Поликарпова (в будущем еп. Митрофан) в ежегоднике «Воронежская старина» [17], «Священники, кавалеры Императорского Военного ордена Св. великомученика и победоносца Георгия» [18], «Воронежская книга памяти Великой Войны 1914-1918 гг.»[19].

В стенах КДА был подготовлен биографический справочник о выпускниках всех лет выпуска. Этот монументальный труд, подготовленный преподавательской корпорацией, не был издан вследствие революционных событий, и первый том от «А» до «И» увидел свет только в 2014 году, и всего один экземпляр был передан в Россию, поэтому издание не скоро станет доступно исследователям.

Источниковая база данных издания состоит как из опубликованных, так и из неопубликованных документов.

Неопубликованные источники. Прежде всего следует обратить внимание на фонды архивов г. Воронежа: ГАВО и ГАОПИ ВО. В ГАВО хранятся документы, позволяющие обогатить наше издание данными клировых ведомостей за 1805 и 1911 г. шести из двенадцати уездов Воронежской губернии. В фонде уполномоченного по делам религий отложились не только дела храмов 1943-1992 гг., но и автобиографии, написанные священниками, имеющими дореволюционное семинарское образование (Ф. Р-967. Оп. 3) [20]. Богатство данного фонда в том, что здесь также сохранились фотокарточки духовенства. Нами изучены и другие фонды архива (И-2; И-29; И-64; И-167; И-210 и др.).

Другой Воронежский архив – ГАОПИ ВО, – хранит уголовно-следственные дела репрессированного духовенства и мирян. На данный момент мы знаем значительную часть имен репрессированного духовенства (больше 1000). А имея возможность сопоставить списки выпускников ВДС с именами репрессированных, можем сделать выводы и отразить это в подготовленном издании о количестве репрессированных среди выпускников. В будущих работах фонды ГАВО и ГАОПИ ВО могут изучаться на предмет выявления биографических сведений, почерпнутых из материалов советских финансовых, судебных и следственных органов.

С включением в нашу команду Н. Ю. Суховой работа обогатилась материалами, связанными с духовными академиями – Московской, Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской – как в архивах самих академий, так и в архивах центральных церковных органов. Об особенности поиска и составления справок о вкладе в «духовную ученость» выпускников ВДС можно будет прочитать в статье Н. Ю. Суховой.

В ходе работы определяющим было стремление выявить выпускников Воронежской семинарии, поступивших в академии. Постсеминарские судьбы тех, кто учился в военных и медицинских учебных заведениях, рамочно были описаны Василием Васильевичем Литвиновым еще в начале XX в. в двух публикациях «Вышедшие из духовного звания» [21].

Что же касается судеб воронежских семинаристов, продолживших образование в высшей духовной школе, то нами был предпринят основательный труд по выявлению их постсеминарских биографий. Для этого нужно было выявить и изучить особый источниковый комплекс – конкретизация его состава приведена в статье Н. Ю. Суховой.

Прежде всего были изучены журналы и протоколы руководящих академических органов: до 1869/70 гг. – конференций, после – Советов: там указаны имена поступивших в академии и окончивших их, а в поздние годы – и темы выпускных диссертаций. Журналы (протоколы) конференций печатались только в особых случаях, поэтому их пришлось искать в архивных фондах [22]. Но и в архивных вариантах журналов (протоколов) есть существенные лакуны. В таких случаях данные искались в центральных синодальных архивах: Канцелярии Святейшего Синода, Канцелярии обер-прокурора Синода и центральных духовно-учебных органов – Комиссии духовных училищ (1808–1839), Духовно-учебного управления (1839–1867) и Учебного комитета (1867–1918) [23]. Нужная информация в этих фондах содержится в отчетах академий о наборе и выпуске очередного курса, а также в материалах ревизий духовных академий, проводимых до 1869/70 гг. каждые два года. Магистерские выпускные ученые степени утверждались централизованно, поэтому тематику соответствующих диссертаций можно найти в особых делах «Об утверждении в ученых степенях выпускников N-й духовной академии». До 1839 г. центральным духовно-учебным органом была Комиссия духовных училищ, и все указанные материалы обычно попадали в ее архив (РГИА. Ф. 802. Оп. 1). С 1839 г. делами духовных академий занимался непосредственно Святейший Синод, а делопроизводство этого процесса было возложено на особую канцелярию – Духовно-учебное управление. Поэтому в этот период интересующие нас дела попадали в архив Святейшего Синода (РГИА. Ф. 796), а иногда «застревали» в Канцелярии обер-прокурора (РГИА. Ф. 797), который был связующим звеном между Духовно-учебным управлением и Синодом.

Начиная с реформы 1869/70 г. академии обязаны были ежегодно публиковать журналы (протоколы) своих советов – как отдельными изданиями, так и в приложении к периодическим изданиям [24]. Но, к сожалению, и это не является полным решением проблемы, так как отдельные выпуски журналов (протоколов) сохранились далеко не за все годы, есть пропуски и в приложениях к периодическим изданиям. Таким образом, изучение этого периода также требует обращения к архивным фондам. Наиболее  «проблемной зоной» являются последние годы деятельности дореволюционных академий – после 1915 г.: печатных источников практически нет, в архивных – серьезные пробелы. Тем не менее полное обследование архивов позволяет хотя бы отчасти восстановить и списки студентов академий – в том числе, воронежцев. В этих изыскания нам существенно помогли архивы самих духовных академий [25].

Личные дела студентов академий в этих архивах сохранились неоднородно: так, их наилучшая сохранность в архиве МДА (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4); существенно худшая – в фондах остальных академий. В фонде Учебного комитета сохранились дела «О службе выпускника N-й духовной академии [имярек]», которые заводились на каждого выпускника академии, начинавшего или продолжавшего духовно-учебную службу после 1903 г. [26] Эти дела позволяют восстановить первые шаги выпускника после окончания академии.

Наконец, следует сказать о сохранности выпускных диссертаций воронежцев-академиков: до 1869/70 гг. – магистерских и кандидатских, в 1869/70–1884 гг. – кандидатских диссертаций 3-го курса, после 1884 г. – кандидатских диссертаций, вновь перенесенных на 4-й выпускной курс. К сожалению, диссертации тоже сохранились не все. Наилучшая сохранность диссертаций – в архиве КазДА [27], несколько хуже – в архивах МДА и КДА [28], наихудшая – в архиве СПбДА [29].

После просмотра списка выпускников, становится очевидным, что больше количество студентов и выпускников было из Воронежской, Тамбовской, Ростовской и Орловской епархий, хотя приезжали и из Москвы, Пскова, Владимира, Сербии. Если уезд располагался на территории Воронежской губернии, то в данном изданни об этом дополнительно не указывается. Если уезд располагался на территории других епархий, то ему сопутствует и название епархии, где он располагался, кроме случаев наиболее часто упоминающихся: Елецкий, Усманский, Лебедянский и др. (см. список сокращений).

Имена и отчества приводятся в современном написании: Димитрий – Дмитрий, Иоанн – Иван, Иаков – Яков, Симеонович – Семенович.

В круглых скобках после биографии размещены ссылки на источники и литературу. Они располагаются в следующем порядке: источники приводятся в первую очередь, потом следует литература, а уже на последнем месте труды и статьи, написанные самим выпускником или о нем. Внутри каждой группы источников, литературы и сочинений они сортируются по алфавиту. Так, ВЕВ располагается перед ссылкой на книгу П. Никольского и так далее. В работе приняты сокращения и условные обозначения источников, список которых приведен в конце книги.

На протяжении ряда лет нами ведется картотека священно-, церковнослужителей, Воронежской епархии с 1920 по начало 1950 г., и данная систематическая работа позволяет закрыть белые пятна биографий, выпускников семинарии последних предреволюционных лет.

О значении некоторых слов и выражений. Поскольку мы использовали источники разных столетий, то была выправлена стилистика выражений. И все же в некоторых случаях исправлять мы не решились в виду двойственности выражения. К примеру, «определен во священника к селу…» еще не говорит о том, что кандидат в дальнейшем был рукоположен в священный сан. Зачастую на момент данного определения он был еще холост и ему предстояло найти спутницу жизни. Нужно было договориться со вдовой или заштатным священником, проживающим в этом селе, на предмет занятия им его должности или женитьбы на его дочери. Эти переговоры далеко не всегда заканчивались рукопожатием. А ведь кандидат мог и передумать и поступить в канцелярскую или светскую службу, что было значительно проще сделать.

При анализе списков выпускников ВДС стало понятно, что до полусотни человек ушли служить в область медицины. В связи с этим считаем возможным в дальнейшем проанализировать их биографии [30].

В течение полутора сотен лет накапливалась обширная библиография трудов по истории университетского образования в России со списками, биографиями, публикациями студентов и преподавателей высших учебных заведений России [31]. Если принять во внимание, что более сотни выпускников ВДС продолжили обучение в светских учебных заведениях, то изучение их биографий и судеб будет перспективным для дальнейших гуманитарных исследований.

В процессе работы для нас стало важным перебросить мостик духовного преемства между дореволюционной школой и возрожденным в 1993 г. Воронежской духовной школой. Вы скажете, что это невозможно, ведь закрытие Воронежской Духовной семинарии произошло в 1918 г., а ее возрождение лишь в 1993 г. и эти два события разделяет 75 лет. На данном этапе исследований нам это отчасти удалось [32].

Подводя итог отметим, что мы назвали нашу работу «Материалы к биографическому справочнику» т. к. создание полноценного биографического справочника требует продолжения научных поисков закрыть белые пятна биографий выпускников. А богатый архивный материал, ставший доступных в ходе подготовке этой книги дает возможность воссоздать максимально полный список преподавательской корпорации ВДС.

 

Священник Павел Овчинников

[1] Так, закончившие по 1-му разряду имели право на занятие лучших мест в храмах епархии и к поступлению в академии России.

[2] Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780-1880). // Приложение к Воронежским епархиальным ведомостям. 1882. № 1-23; 1883. № 1-9, 15; 1884. № 1, 2, 5.

[3] Чит.: Троицкий А., свящ. Воронежские епархиальные ведомости // Православная энциклопедия. Т. 9. М.: ЦНЦ Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/155258.html (дата обращения 5.2.2015).

[4] Николаев А. И. Указ. соч.

[5] Нами просмотрены четыре комплекта, хранящихся в Воронеже (фонды Краеведческого музея и ГАВО, два в библиотеках: Никитинской и семинарской), два в г. Санкт-Петербурге (библиотека СПбДА и журнальный фонд РНБ).

[6] Самбикин Д. И. Воспитанники Киевской Духовной академии (1819–1869 гг.), поступившие из Воронежской Духовной семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1869. № 22, 24; Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии: в 4 т. / Под ред. архим. Димитрия (Самбикина). Воронеж : Тип. В. И. Исаева, 1884-1886.

[7] Литвинов В. В. Указ. соч.

[8] Поступил в МХА, при которой оставлен ординатором. Получив степень доктора, приглашен проф. в Казанский ун-т. Затем перешел ординарным проф. в МХА, считался талантливейшим проф. Известен своими учеными работами не только в России, но и за границей. Один из основоположников патологической физиологии в России. Ученик И. М. Сеченева (Лит.: БМЭ. Соч.: Пашутин В. В. Академик, заслуженный проф. В. В. Пашутин, нач. Военно-медицинской академии и председатель Медицинского совета Министерства внутренних дел : Автобиогр. с портр. — Санкт-Петербург: Мед. журн., 1899. 15 с., 1 л. портр.; Избранные произведения / ред. и вступ. статья [В. В. Пашутин и его работы в области патологической физиологии, с. 7-38], А. Д. Адо и А. М. Хомякова; Акад. мед. наук СССР. – М.: Изд-во Акад. мед. наук СССР, 1952. 348 с.; Курс общей и экспериментальной патологии (патологической физиологии) / нач. Имп. Воен.-мед. акад., засл. проф. и акад. Виктор Пашутин; [вступ. ст.: В. А. Максимов. Рос. акад. мед. наук, Ин-т питания РАМН, НП по содействию прифилактике и охране здоровья граждан «Служба крови – людям»]. [Переиздание]. М. : АдамантЪ, 2012 и др.).

[9] Никольский П. В. История Воронежской духовной семинарии. Ч. 1-2 / Вступ. статья А. Н. Акиньшина. Новое изд., доп. Воронеж: Образ, 2011. 656 с.

[10] Самбикин Д. И. Воспитанники Киевской духовной академии (1819–1869 гг.), поступившие из Воронежской духовной семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1869. № 22, 24.

[11] Аскоченский В. [И.] История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году. Киев, 1863; Списки студентов Киевской Духовной академии за истекшее пятидесятилетие ее: 1819-1869 гг. // Труды Киевской Духовной академии (далее: ТКДА). 1869. № 11/12. С. 403–447; Смирнов С. К., прот. История Московской Духовной академии до ее преобразования 1814-1870. М., 1879. 639 с.; Знаменский П. В. История Казанской Духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842–1870): Вып. 1-3. Казань. 1891–1892; Родосский А. С. Списки первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской Духовной академии [1809-1869]. СПб., 1907.

[12] Мацеевич Л. С. К материалам «Биографического словаря» воспитанников Санкт-Петербургской Духовной академии // Христианское чтение. 1908. Ч. I. № 1. С. 164-188; № 2. С. 315-342; № 3. С. 467-478; Списки студентов, окончивших курс Императорской Московской Духовной академии за первое столетие ее существования (1814–1914). Сергиев Посад, 1914; Биографический словарь студентов Императорской Петербургской Духовной академии начиная с XXIX выпуска (1871 г.). Пг., 1916.

[13] Справочная книги для духовенства Воронежской епархии. Воронеж: Тип. В. И. Исаева, 1900. 216 с.

[14] Православная энциклопедия. Т. РПЦ — … М.: ЦНЦ Православная энциклопедия, 2000 — …

[15] Воронежская историко-культурная энциклопедия. Персоналии. Издание 2-е, дополненное и исправленное / Под ред. О. Г. Ласунского. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2009. 660 с.

[16] Акиньшин А. Н. Вицинские из Воронежа // Генеалогический вестник. 2001. № 3; Село Козловка Воронежской губернии на страницах «Воронежских епархиальных ведомостей (1884–1885) / публ., вступ. ст. и примеч. А.Н. Акиньшина. Воронеж, 2011.

Косик В. И. Русское церковное зарубежье: XX век в биографиях духовенства от Америки до Японии. Материалы к словарю-справочнику. М.: ПСТГУ, 2008. 408 с.; Приходская жизнь села Аношкино в XIX веке / сост. и предисл. В. Ю. Коровин. Воронеж, 2014. 100 с.; Ферронский И. Г. Летопись Покровской церкви села Данково / И. Г. Ферронский; подготовка текста, вступительная статья и приложения Г. Н. Мокшина; комментарии А. Н. Акиньшина, Г. Н. Мокшина. Воронеж: Научная книга, 2009. 232 с.

[17] Поликарпов Н. И. По вопросу об участии Воронежской епархии в событиях Отечественной войны // Воронежская старина. Вып. 11. 1912. С. 269-273.

[18] Капков К. Г. Священники, кавалеры Императорского Военного ордена Св. великомученика и победоносца Георгия. М.: Белгород: Летопись, 2012. 868 с.

[19] Григоров А. И. Воронежская книга памяти Великой войны 1914–1918 годов. Т. 1. URL.: http://genrogge.ru/voronezh_mbgw_1914-1918/index.htm (дата обращения 5.2.2015).

[20] Во время оккупации немецкими войсками в 1942-1943 гг. западной части Воронежской области в храмах на оккупированной территории начались богослужения. Службу совершали заштатные священники, проживающее на этой оккупированной территории. После освобождения Воронежа и области от немецких войск зимой 1943 г., на всей территории области население требовало возобновления богослужений, прекращенное еще в 1937-1938 гг. Поэтому жители сотен сел на протяжении нескольких лет писали Воронежскому уполномоченному по делам Русской Православной Церкви заявления об открытии храмов. Им удалось добиться того, что в 40-50 храмах епархии начались уставные службы. Кадрами для возрождающейся Воронежской епархии стали священники, – уроженцы Воронежской области, некоторые из которых оканчивали или учились в 1918 г. в ВДС.

[21] Литвинов В. В. Указ. соч.

[22] ЦГИА СПб. Ф. 277 (Санкт-Петербургская Духовная академия); ЦХД до 1917 г. Ф. 229 (Московская Духовная академия); ОР РГБ. Ф. 172 (Московская Духовная академия); ЦГИАУК. Ф. 711 (Киевская Духовная академия); НА РТ. Ф. 10 (Казанская Духовная академия).

[23] РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода); Там же. Ф. 797 (Канцелярия обер-прокурора); Там же. Ф. 802 (Учебный комитет).

[24] СПбДА – в приложениях к «Христианскому чтению» (1821–1917); МДА – в «Прибавлениях к Творениям святых отцов» (1843–1891) и в приложениях к «Богословскому вестнику» (1892–1918); КДА – в приложениях к «Трудам Киевской духовной академии» (1860–1917); КазДА – в приложениях к «Православному собеседнику» (1855–1917).

[25] ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 3837. Ведомости оценок успеваемости студентов четвертого курса. 1916 г.; Там же. Д. 3839. Списки студентов первого-четвертого курсов. 1916 г.; Там же. Д. 3843. Сведения о выпускниках духовных семинарий, поступающих в Академию. 1916 г.; Там же. Д. 3880. Списки студентов первого-четвертого курсов. 1917 г.; Там же. Д. 3881. Списки поступающих в академию. 1917 г.; Там же. Д. 3887. Ведомости оценок успеваемости студентов четвертого курса. 1917 г.; Там же. Д. 3893. Списки поступающих в академию в 1917-1918 гг.; НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11257-11261. О составе нового академического курса: в 5 ч. 1915 г.; Там же. Д. 11394. О составе нового академического курса. 1916 г.;  Там же. Д. 11445. О составе нового академического курса. 1917 г.; Там же. Д. 11479. Прошения и документы студентов, поступивших в 1920–1921 гг. и др.

[26] РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1910 г. Д. 215. О службе окончившего в 1904 г. курс кандидата Санкт-Петербургской Духовной академии Ивана Тихомирова и др.

[27] НА РТ. Ф. 10. Оп. 2.

[28] ОР РГБ. Ф. 172. К. 163. Ед. хр. 9 – К. 441. Ед. хр. 12; ИР НБУВ. Ф. 304 (Кандидатские диссертации студентов КДА).

[29] Рассеяны по двум архивным фондам СПбДА: ЦГИА СПб. Ф. 277; ОР РНБ. Ф. 573. Оп. II. Ч. 2.

[30] Смирнов С. Пятидесятилетний юбилей Об-ва русских врачей в С.-Петербурге. 1833-1883. СПб, 1884. 94 с.; Харьковское медицинское об-во. 1861-1911 гг. Очерки его пятидесятилетней деятельности. Харьков. 1913. 556 с.; 100-летие Харьковского научного-медицинского об-ва. 161-1961. Сборник очерков и статей по истории деятельности. Киев, 1965. 259 с.

[31] См.: Справочники по истории дореволюционной России. Библиографический указатель / Под ред., вступ. ст. проф. П. А. Зайончковского. М.: Книга, 1978. С. 413-448.

[32] Свящ. Павел Беляев, окончивший ВДС в 1912 г. скончался в 1963 г., архиеп. Феодосий (Путилин), слушавший курс наук в 1918 г. скончался 13.8.1980 г.