Из истории Воронежского края. Воронеж, 2014.

Зарин П. К., руководитель Воронежского отделения «Союза воинствующих безбожников» (далее – СВБ), автор множества антирелигиозных статей в областных газетах «Воронежская коммуна» и «Воронежский безбожник» активный участник крупных антирелигиозных мероприятий, проводившихся в области. Известно об этом человеке совсем немногое, возможно, обучался на антирелигиозном семинаре при Коммунистическом университете имени Я. М. Свердлова[1].

Источником приводимого в данной статьей документа является фонд Ф. 1061 Государственного архива Воронежской области «Воронежский филиал антирелигиозного института» (далее – институт)[2]. Документ напечатан на машинке и имеет четыре лист с текстом на одной стороне листа.

История фонда лежит в поле организации регулярной атеистической работы в Советском Союзе. Для усиления атеистической пропаганды с 1931 по 1936 год в Воронеже действовал филиал Московского заочного антирелигиозного института, которых действовало множество на территории всего Союза. Заочное образование здесь получали активисты безбожных ячеек. И именно на базе этого института, совместно с СВБ, разрабатывались методические планы и рекомендации, в том числе по проведению антицерковных мероприятий, приуроченных к двунадесятым праздникам.

Сотрудниками института были граждане, имеющие хотя бы оконченное среднее образование и желательно, чтобы кандидат на протяжении некоторого времени состоял при ячейке безбожников на производстве области[3].

Образовательный процесс организован посредством конференций и выездных лекций в районах области, чтения лекций по радио, организации методической работы в школах Центрально-Черноземной области, совместно с отделом образования[4]. Лекции проводили не собственные сотрудники, которые в большинстве не имели достаточного образования, а силами приглашенных специалисты из вузов и музеев города, по заранее согласованному графику[5]. За каждый выезд лектор получал соответствующую плату. Темы были следующие: происхождение жизни, мозг и душа, учение Дарвина в свете максистско-ленинской теории, знахарство и религия, культурный быт, уроды и уродство, наука и религия о вселенной и земле, Солнечная система и другие.

СВБ и институт имели свой печатный рупор – им была газета «Воронежский безбожник», издававшаяся в 1934-1935 годах, публиковавшая статьи и объявления антирелигиозного института[6]. Некоторые статьи до публикации в этом издании печатались в другой областной газете «Воронежская коммуна». Статьи носили такие заголовки: «Объявим дни кулацко-поповской пасхи ударными днями соцстроительства. Борьба с религией летом должна вестись неослабно» и «План антипасхальной кампании по Воронежской области на 1935 год»[7] или «Анти-пасхальная кампания»[8], «Против куличей и пасхальных яиц»[9].

Поскольку обучение в данном учебном заведении было заочным, а студенты не отличались высоким образовательным уровнем и обязательностью, в течение 1934-1935 годов в каждом номере газеты безбожников, которая выходила один раз в месяц, напоминалось, что уже прошло время сдачи очередных письменных работ по различным отделениям. Образование получали на трех отделениях: 1. массовое отделение (элементы политграмоты); 2. пропагандистское отделение (организация и методика антирелигиозной работы); 3. педагогическое отделение (антирелигиозное воспитание в начальной школе).

Студентами могли быть любые совершеннолетние граждане Советской республики. Обязательно должны были обучаться руководители и члены местных безбожных ячеек, партийные активисты. Через сеть СВБ в района области настоячиво приглашались к обучению в институте школьники, сотрудники философских кафедр учебных заведений городов Черноземья, сотрудники отдела народного образования и военнослужащие.

Перед зачисление абитуриент писал заявление о приеме, при этом необязательно было ехать в областной центр, так как заявление можно было передать через местного активиста-безбожника. После зачисления, студент должен был внести некоторую сумму за учебный материал, который высылался только после оплаты. В процессе учебы он каждые полгода должен был сдавать письменные работы на выездных конференциях, организуемых институтом. Отношение экзаменатор к работам и ответам студентов, в большинстве случаев, было пренебрежительным, ввиду низкого уровня образованности студентов и соответственно их ответов.

В ходе обучения каждый студент должен был выполнить некоторые виды практических заданий. Были следующие варианты виды практик:

  1. Организация новых и укрепление существующих ячеек СВБ и повседневная работа в них.
  2. Читка безбожной прессы и беседы о прочитанном среди верующих и работников колхоза или рабочих заводов (как первичный вид агитмассовой работы).
  3. Распространение безбожной печати среди верующих, колеблющихся и неверующих.
  4. Участие в антирелигиозной кампании в масштабе своего предприятия или колхоза. Выступление с докладами, с заметками в стенгазете, организация стенгазет и плакатов, агитация среди трудящихся за непосещение культовых процессов, за выход на работу или помощь организации кампании и проведение мероприятий.
  5. Распространение займов, организация сборов средств на различные цели и т.п[10].

По окончании обучения выдавался диплом, но никакого трудоустройства не предполагалась. Как видно из переписки института, из года в год перед филиалом вставала необходимость поиска новых студентов, так как интереса к подобному образованию у жителей области не было. В конце концов, с конца 1935 года начался процесс закрытия учебного заведения, окончившийся в 1936 году прекращении деятельности[11].

 

Л. 63 «Новейшие религиозные движения в ЦЧО и наши задачи»

Согласно решению конференции основной задачей второй пятилетки является полная ликвидация классов и капиталистических элементов в экономике и капиталистических предрассудков в сознании людей и построение бесклассового социалистического общества.

Осуществление этих задач – могила для буржуазии, кулачества и разных бывших людей, поэтому в период второй пятилетки сопротивление классового врага строительству социализма особенно упорно и ожесточенно.

Всякая религия является орудием эксплуатации трудящихся, а религиозные организации в СССР – единственные легальные организации, где открыто и беспрепятственно может работать классовый враг. Недаром кулаки, нэпманская буржуазия и разные бывшие люди являются главнейшими деятелями религиозных организаций.

Секретарь главного штаба контрреволюционной попово-сектанской организации так называемому «буевцев» поп Яковлев[12] на допросе заявил, что их организация является чисто политической, монархической организацией, а религиозная вывеска им нужна лишь для конспирации, для покрытия своей контрреволюционной деятельности. После этого не удивительно, что церковно-сектантские организации все время являются врагами трудящихся и противниками соцстроительства. Особенно активна и упорна контрреволюционная деятельность церковно-сектантских организаций в последние 1 ½ — 2 года. Они всячески стараются использовать для целей контрреволюции малейший повод, малейшее хозяйственное затруднение Соввласти. В нашей области за последнее время имели место целый ряд активных выступлений церковных и сектантских организаций.

«Ревнители церкви».

Летом 1932 года (июнь, июль) в западной и юго-западной части нашей области развернулась антиколхозное движение, возглавлявшееся православной церковью, руководимой митрополитом Сергием Нижегородским[13]. Вождем этого движения был Курский архиепископ Дамиан (Дмитрий Воскресенский)[14], опорными базами движения организованные при церквах кружки «ревнителей церкви», в которых объединялись разные бывшие люди, кулачество, духовенство и монашество. В числе актива движения 11 дворян-помещиков, 70 кулаков, 106 монахов и 130 попов, дьяконов и епископов.

В этом вопросе особенно интересны слова члена организации «ревнителей» кулачки Апухтиной: «церковь нас привлекла не только как молитвенный дом, но и как место, куда стекалось подобно мне обиженные Соввластью, раскулаченные и лишенные всех прав и имущества».

«Ревнители» Соввласть объявили власть «антихриста», якобы, посланной богом, как наказание людям за грехи «и ставили задачей свержение Соввласти и восстановление власти царя при помощи заграничных белогвардейцев и мировой буржуазии. Архиепископ Дамиан давал наставления руководителям кружков «ревнителей» направлять всю деятельность против всех хозяйственных и культурных мероприятий Соввласти. Но особенной ненавистью «ревнителей» пользовались колхозы, велась агитация против колхозов, против обобществления рабочего скота, против оплаты по трудодням, против сдельщины, призывали не убирать урожай и т. д. Выступления «ревни Л. 64 телей» против колхозов сопровождались расхищение колхозного имущества, поджогами строений и т.д. В результате этой агитации наблюдался частичный выход из колхозов и несколько случаев даже распада колхозов. Чтобы задобрить бедняков и перетинуть на свою сторону, кулаки и зажиточные при ликвидации колхозов иногда раздавали отдельным беднякам колхозных свиней и овец (Обоянский район).

«Движение буевцев».

В октябре-ноябре 1932 года в 11 районах наблюдалось оживление деятельности монархической церковно-сектантской организации «буевцев», причем центром движения теперь было затерянное в лесу с. Углянец, Р.Хавского района. Во главе движения монах Вассиан (Молодцкой)[15], получивший директивы от епископа Воронежского Алексея (Буя)[16], основоположника буевского движения. Политическое лицо буевцев ярко видно из следующих слов монаха Вассиана: «я по своим убеждениям монархист. К Соввласти настроен непримиримо враждебно. Мы (буевцы) не представляем себе существование России без царя, поэтому наша организация борется за восстановление монархии». Актив буевцев, как у «ревнителей», состоит из кулаков, разных бывших людей и монашества.

В центре агитации буевцев – выступления против колхозов, уборки урожая и сдачи хлеба государству. Ведется агитация также против изб-читален и клубов, которые объявлены местами развращения населения. В каждой низовой ячейке буевцев были свои «юродивые», «прозорливые» и «святые старцы», которые выступали в качестве главных агитаторов. В церквах устраивались специальные богослужения, посвященных покаянию отдельных колхозников, публично и громко кающихся в грехах, выразившихся во вступлении и в работе в колхозах, после чего покаявшиеся получали «прощение грехов» Распространялись особые письменные воззвания против Соввласти и соцстроительства. В с. Подгорное буевцы напали на 4-х колхозников-активистов и нанесли им тяжелые ножевые раны. Буевец Черных потом говорил, что это сам бог порезал этих колхозников за то, что они колхозники.

«Молчальники».

В октябре-декабре 1932 года в Должанском районе развертывает свою деятельность секта «молчальников», имеющая распространение также в Сосновском и Мичуринских районах. Центры секты с.с. В.Ольшанка и Студеное. Основные моменты учения «молчальников» следующие: Соввласть – власть «красного дракона», «антихриста», потому они отказываются признавать и подчиняться, отказываются от советских займов, уплаты налогов, сдачи хлеба Соввласти и т.д. Колхозы объявлены неугодными богу, вступать в колхоз нельзя всем вступившим в колхоз предсказывается гибель. «Молчальники» отказываются посылать детей в школы, отвергают врачебную помощь считая последнюю «милостью антихриста», а смерть в период пятилетки «великим счастьем». Советская пятилетка объявлена «языческой пятилеткой», призыв к борьбе против выполнения ее планов.

Предсказывает скорая гибель Соввласти и восстановление власти царя.

Истинный путь ко спасению.

Весной 1933 года в Никитовском районе выявлена ярко контр- Л. 65 –революционная секта называющая себя «истинный путь ко спасению» была организована [не читаемо слово] крупны торговец и кулак. Сущность учения их: соввласть, мол, власть антихриста, поэтому призыв не признавать ее, законов не выполнять, хлеба не сдавать, налогов не платить, займов не брать, отказ иметь детей при Соввласти и т.д.

По учению секты – спасение в «божественной любви», под которой подразумевается неестественная половая связь между мужчинами и женщинами.

Летом члены секты живут в лесу, в землянках целыми табунами. Имущество вступивших в секту забирают себе главари ее, заставляя рядовых членов давать письменные обязательства о передачи имущества, таким образом, ряд сектантов разорены и попали в полную экономическую зависимость от вожаков секты.

«Светильники».

В марте-апреле 1932 года в Острогожском, Лискинском, Бобровском, Павловском, Буденовском и Алексеевском районах развернулась деятельность религиозной организации, так называемых «светильников». Руководителями организации являются старцы, считающиеся «праведниками», «светящими» людям, «светом божиим», отсюда название самого движения. Основные кадры актива «светильников» бродячий монашеский элемент и кулачество. Руководящий центр движения – Киевская Киево-Печерская Лавра, бывший иеромонах Эразм (Прокопенко)[17], с которым поддерживалась связь, через кадры бродячих «связистов». Общины назывались «кораблями», а их руководители «светильники». В числе актива организации 65 человек духовенства и монашества, 74 торговца, 111 кулаков.

Сущность учения «светильников»: 1. Соввласть – власть сатаны, с ней необходимо бороться. 2. Божьей властью – являются царская власть, борьба за восстановление монархии. 3. Колхозы – объявлены гнездами сатаны, проповедь, что в колхозников вселился дьявол. 4. Проповедь против весеннего сева, за отказ от земельных наделов.

Чтобы повлиять на колхозников «светильники» устраивали публичные «изгнания бесов» из колхозников, но бес не выгонялся только из тех колхозников, которые заявили о своем выходе из колхоза. Одновременно члены организации вступали в колхозы и изнутри их проводили вредительскую работу, губя скот, лошадей, семена, и т.д. (Буденовский район и др. районы). Чтобы отвлечь колхозников от работ, во время ударных полевых работ устраивались массовые молитвенные собрания «светильников», велась агитация среди колхозников не выходить на работу в бригаду, а работников звали портить инвентарь и губить скот, и т.д.

Тайные и подземные церкви и монастыри.

Из соображений конспирации, чтобы уберечь себя от советского глаза, наиболее контрреволюционные церковные и сектантские организации устраивают тайные церкви и нелегальные монастыри. Организовали тайные церкви в частных домах «ревнители». 2 церкви в с. Куликовке Орловского р-на, «буевцы» в г. Мичуринске и Ельце, а в селе Углянец Р.Хавского района открыли тайные монастырь, «ревнители церкви» организовали тайные монастыри в с. Полукотельниково Обоянского района и в г. Орле – мужской и женский. Одновременно с организацией тайных монастырей совершаются обряды пострижения в монашество преимущественно из раскулаченных и разных бывших людей. В Обоянском районе посвящены в послушники даже дети школьного возраста Л. 66 (с. Полукотельниково). Из постриженных в монашество фабрикуются новые кадры «святых», «прозорливых» и «ясновидящи». Немало фактов, когда тайные церкви и монастыри сооружаются под землей и в пещерах. В с. Иконовке [Иноковка], Кирсановского района на окраине села церковники во главе с монашкой Селезневой вырыли под землей целый монастырь с церковью, кельями и продовольственным складом.

«Светильники» организовали пещерные церкви в селах Колыбелке, Залужном и Шатрище Лискинского района, в с. Белогорье Павловского района, «Ревнители» устроили тайную церковь под землей даже в городе Ливнах.

«Фабрикую чудеса».

Для поднятия религиозного духа руководители религиозных организаций фабрикую «чудеса». Руководитель «светильников» Лискинского района «старец» Михаил Ляховский организовал массовое паломничество к «святым источникам» с. Лосево, проповедую, что через воду этих источников, якобы, можно видеть «бога и святых». «Буевцы» стараются воскресить прежнюю славу «чудодейственной» яблоньки на месте оползня берега в районе с. Подгорное Семилукского района, организуя на месте оползня по ночам тайные сборища, на которых руководители выступали с антисоветскими проповедями и устраивались публичные «покаяния в грехах».

Один из руководителей «светильников» Буденовского района Никонков пустил слух, что ему явилась Владимирская «божья матерь» в Дожниковском лесу и давала наставления о борьбе с Соввластью. По показаниям самого Никонкова, он этим слухом хотел разжечь религиозность и поднять свой авторитет в массе.

Усилить борьбу с религией.

Таких фактов можно было бы привести еще, но приведенных достаточно, что каждому стало ясно, что влияние религии в массах далеко еще не изжито, что религия играет не малую вредительскую роль в деле соцстроительства. Больше того, приведенные факты говорят об усилении активности религиозных организаций, стремящихся этим отсрочить час гибели старого режима и вместе с ним смерть религии.

На усиление активности религиозников вся советская общественность должна ответить укреплением организации СВБ и значительным усилением антирелигиозной пропаганды.

В борьбе с религией должны активно включиться и ячейки ВКП (б), и комсомол, и профсоюз, и советские политпросветучреждения, и школы, и научные работники, и вся советская общественность.

П. Зарин.

 

[1] Клибанов А. И. Религиозное сектантство и современность (социологические и исторические очерки). – М.: Наука. – С.24.

[2] Оп. 1, Д. 36 «Материалы по организации антрелигиозного методического кабинета в школах для проведения антрелигиозной пропаганды среди учащихся за 1933-34 учебные годы» на 29 лл. Сохранена орфография и пунктуация.

[3] ГА ВО. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 44. Л. 29-34.

[4] ГА ВО. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 39 «Мероприятия по организации Антирелигиозного методического кабинета в школах для проведения антирелигиозной пропаганды среди учащихся за 1933-1934 гг.».

[5] Имена профессоров и лекторов: Козоплянский, Петренко, Загоровский, Поташников, Пучковский, Ткачев, Сент’иллер, Павша, Ковалевский, Тарадин, Седиков, Григоров; доценты: Баженов, Терентьев; председатель областного совета СВБ Зарин; научный сотрудники областного антирелигиозного музея Востоков, Ткаченко.

[6] Воронежский безбожник 1934-1935. Отв. ред. П. Зарин, Тир. 3000 экз., выходит 1 р./мес., 4 полосы, ч/б, встречаются фото. Адрес редакции: г. Воронеж, «Утюжок», 2-й эт., комн. 11.

[7] Воронежский безбожник. 1935. №3 [март]. С.1.

[8] Воронежская коммуна. 1928. № 76. 30 марта. С.2.

[9] Воронежская коммуна. 1928. № 87. С.3.

[10] ГА ВО. Р-1061. Оп.1. Д.11. Л. 14 об-15.

[11] ГА ВО. Ф. Р-1061. Оп. 1. Д. 119.

[12] Священомученик Феодор Михайлович Яковлев, родился в 1897 в Санкт-Петербурге в семье крестьянина. Учился в гимназии Санкт-Петербурга, в 14 лет с семьей переехал в Воронеж, где окончил 7 классов Воронежского реального училища. После октябрьского переворота был мобилизован в Красную Армию, затем служил в милиции в губернском продовольственном комитете. В 1921 году был студентом физико-математического факультета ВГУ, а в 1922 году студентом Воронежского СХИ. Женится, в браке рождается трое детей. Со второй половины 20-х годов служит в с. Никольское-на-Еманче, а затем в Алексиево-Акатовой общине г. Воронежа. Арестован 12 февраля 1930 года в съемной квартире и обвинен, в том, что он является секретарем контрреволюционной организации и одним из главных ее руководителей «будучи членом церковно-монархической организации вел работу по срыву мероприятий советской власти, имел конечной целью свержение таковой. В результате его деятельности в некоторых районах ЦЧО были массовые выступления крестьян». 28 июля 1930 года Коллегией ОГПУ был приговорен к расстрелу в числе прочих обвиняемых. В десять часов вечера 2 августа приговор был приведен в исполнение и тела были захоронены на неизвестном кладбище города Воронежа. Реабилитирован в 1989 году, прославлен в лике святых в 2000 году.

[13] Сергий (Иван Николаевич Страгородский), родился в 1867 году. С 10 декабря 1925 года по 8 сентября 1943 года – заместитель Патриаршего Местоблюстителя. 8 сентября 1943 года состоялось его избрание на Патриарший Престол. Скончался 15 мая 1944 года.

[14] Дамиан (Воскресенский Дмитрий Григорьевич), архиеп. Курский. Родился 23 октября 1873 года в с. Брусовое Фатежского уезда Курской губернии в семье священника. Во время церковной смуты 1922-1925 годов поддерживал позицию митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и митр. Крутицкого Петра (Полянского). Арестован летом 1932 года по делу «Ревнителей церкви», на время рассмотрения дела находился в областной тюрьме Воронежа. Приговорен к расстрелу, который был заменен на 10 лет в Соловецком лагере особого назначения. Осенью 1937 г. приговорен к расстрелу Особой тройкой при УНКВД по Ленинградской обл. Расстрелян 3 ноября 1937 года в лесном урочище Сандормох (г.. Медвежьегорск, Карелия). Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

[15] Вассиан (Василий Дмитриевич Молодцкой), родился в 1871 году. Пострижен в мантию с именем Вассиан в Митрофаниевском Благовещенском монастыре в Воронеже. Рукоположен во иеромонаха в Акатовом Алексеевском монастыре, с 1930 служил в церкви села Углянец Верхнехавского района. В 1932 посещал епископа Алексия (Буя) на Соловках. 23 октября 1932 арестован по делу «Воронежского филиала «Истинно-православной Церкви». 2 апреля 1933 приговорен к ВМН. После длительного ожидания в камере смертников расстрел был заменен на 10 лет ИТЛ. Отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения, где и скончался.

[16] Алексий (Семен Васильевич Буй), родился в 1892 году. Сменив несколько епископских кафедр в период между 1924 и февралем 1927 года, уже сане архиепископа был назначен вр.и.о. управляющего Воронежской кафедрой. После издания митрополитом Сергия своей знаменитой «Декларации», первоначальная лояльность церковной власти сменилась противостоянием ей. Алексий переманивает на свою сторону много городского духовенства, а затем, через руководителя антисергианских приходов епископа Варлаама (Лазаренко), принял под свой архиерейский омофор все прихода Юга России. 7 апреля 1928 года был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь, было возбуждено также несколько уголовных дел против последователей «непоминающих». По одному из них, в 1930 году, в ходе массовых арестов, охвативших многие районы не только Воронежской, но и нынешней Липецкой, Тамбовских областей были осуждены 38 человек: 12 человек были приговорены к высшей мере наказания (среди них и сам еп. Алексий), 14 человек к 10 годам лагерей. 10 человек к 5 годам, один выслан на 5 лет и один приговорен к 3 годам с отбыванием условно.

[17] Эразм (Е. О. Прокопенко), иеромонах. Житель Киевской области, был насельников Киево-Печерской Лавры, принадлежал к иосифлянскому движению, руководил нелегальными монашескими общинами, состоявших из б. насельников Киевских монастырей. В 1931 году по его благословению в Воронежской области находились монахини, которые укрепляли монахов, проживавших на нелегальном положении и собирали пожертвования на содержания своих подпольных монастырей. Иеромонах Эразм был арестован в ноябре 1932 года. В ходе длительного расследования было выявлено «устраивал нелегальные сборища группы, ставя своей задачей борьбу с Советской властью и ее мероприятиями на селе, в основном сводящейся к срыву хозяйственно-политической компании и развалу колхозного строительства». 22 августа 1933 года он был приговорен к 3 годам условно. После освобождения скрывался, тайно совершал богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *