Материалы: АВТОРСКАЯ СТАТЬЯ СВЯЩ. КОНСТАНТИНА РЕВЫ.

Священник Константин Рева

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ И СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА
ВОРОНЕЖСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

Воронежская православная духовная семинария была учреждена 31 мая (13 июня по н. ст.) 1745 год указом Преосвященного Феофилакта (Губанова), епископа Воронежского и Елецкого, во исполнение предписания Святейшего Правительствующего Синода от 8 декабря 1744 года .
Духовная школа в Воронеже на различных этапах своего бытия принимала разнообразные формы, отличавшиеся друг от друга структурой учебного курса, количеством и составом классов, образовательными принципами. Вместе с тем изменения структуры образовательного процесса и даже временное прекращение существования духовно-учебного заведения не означали радикального разрыва духовно-учебной традиции. Хранителями традиции стали выпускники и преподаватели Воронежской духовной семинарии, которые внесли существенный вклад в возрождение духовного образования Русской Православной Церкви в ХХ столетии. Этот факт позволяет и нынешней Воронежской православной духовной семинарии, включившись в эту традицию, вести свою историю с 1745 года.
История Воронежской духовной школы, с одной стороны, отражает общие тенденции в российском духовном образовании, с другой, специфику региона, особенности епархиальной жизни и образовательных взглядов правящих архиереев, начальствующих и учащих. Изучение этой истории является весомым вкладом в историю отечественной духовной школы в целом, и в историю Воронежской епархии в частности.
В 270-летней истории Воронежской духовной семинарии можно выделить пять основных этапов:
1. начальный период (1745–1817);
2. период первого преобразования (1817–1867);
3. период второго преобразования (1867–1918);
4. период возрождения духовной школы (1993–1999);
5. период первого преобразования после возрождения (1999–2014);
6. период второго преобразования после возрождения (с 2014– …).
Изложение первых трех периодов истории Воронежской семинарии основано труде Е. А. Болховитинова «История о Воронежской семинарии» , на исследовании П. В. Никольского «История Воронежской духовной семинарии» , а также на материалах Российского государственного исторического архива РГИА (г. Санкт-Петербург) и Государственного архива Воронежской области (ГА ВО). Три периода новейшей истории духовной школы в Воронеже изучены преимущественно на основе документов архива Воронежской семинарии, а также публикаций М. А. Прасолова.
Начальный период истории Воронежской семинарии (1745–1817)
Воронежская семинария была устроена по типу славяно-латинских школ, в которых каждый год обучения был посвящен углубленному изучению одного профильного предмета. Название класса соответствовало наименованию учебной дисциплины. В семинарию принимались дети священно- и церковнослужителей с 7 до 15 лет, умевшие читать и писать. Первоначально учебный курс Воронежской семинарии состоял из шести первых классов:
Славяно-латинская школа
аналогия (элементарь) – приобретался навык чтения и письма на славянском и латинском языках;
инфима – изучались основы латинской грамматики;
грамматика – завершалось изучение грамматики и осваивались основы синтаксиса латинского языка;
синтаксима – продолжалось изучение синтаксиса латинского языка.
Высшие классы
поэзия (пиитика) – изучались художественные средства языка (фигуры речи);
риторика – осваивались правила ораторской речи и получали навык составления публичных речей, кроме того, в этом классе преподавались основы логики.
В свою очередь полный курс обучения в семинариях того времени предполагал наличие еще двух высших классов – философии и богословия, которые появились в Воронежской семинарии лишь через три десятилетия после ее основания.
В 1762 г. Преосвященный Иоанникий (Павлуцкий), епископ Воронежский и Елецкий, будучи негативно настроен к «латинскому» учению, существенно реорганизовал учебный курс Воронежской семинарии. Из учебной программы вовсе было исключено изучение латинского языка. Воронежская духовная школа вместо славяно-латинской стала славяно-российскую. Причем славяно-российскую школу было решено создать и в Острогожске. В Воронеже довольно скоро за неимением учителей славянская школа прекратила свое существование. Преемницей Воронежской духовной семинарии стала Острогожская славяно-российская школа . В то время понятие «семинария» было неразрывно связано с латинским характером образования, в силу этого обстоятельства можно говорить о прекращении существования семинарского образования в Воронежском крае в 1763–1764 гг. Епископ Иоанникий (Павлуцкий) управлял Воронежской епархией менее десяти месяцев и 1 января 1763 г. скончался.
В 1763 г. правящим архиереем Воронежской епархии стал святитель Тихон (Соколов) Задонский, строгий аскет, «охотник до наук и любивший ученых». Практически сразу по прибытии в Воронеж святитель Тихон предпринимал попытки возродить семинарию.
В январе 1765 г. Воронежская духовная семинария вновь была открыта, после выделения из государственной казны необходимой суммы для ее содержания. Преосвященный Тихон собрал учеников из числа распущенных епископом Иоанникием и в соответствии с их способностями распределил их по четырем классам (славянская школа, аналогия, грамматика и риторика) .
Количество классов в начальный период истории Воронежской семинарии и их наименования довольно часто менялись, хотя общая структура оставалась прежней. В 1767 г. после пополнения числа семинарских учителей выпускниками Киевской духовной академии и Харьковской духовной семинарии святитель Тихон увеличил количество классов до шести.
Структура учебного курса Воронежской семинарии в 1767 г.:
славяно-латинская (подготовительная) школа;
аналогия;
инфима;
грамматика;
синтаксис;
риторика.
В 1768 г. в семинарский курс вновь был включен класс поэзии (пиитики), вместе с тем грамматика и инфима были объединены в один класс. В 1769 г. в курсе семинарских наук в качестве дополнительных предметов появляются «нотный и уставной класс» , т. е. церковное пение и богослужебный устав. В 1772 году два выпускника Воронежской духовной семинарии, Павел Вицинский и Тихон Смирнский, после окончания класса риторики поступили в Киевскую духовную академию и Лаврскую семинарию при Свято-Троицкой Сергиевой лавре соответственно.
В 1772 г. структура учебного курса Воронежской семинарии вновь претерпела ряд изменений: поэзия была присоединена к классу риторики, из грамматического класса выделен класс «инфима». Кроме того, в классе грамматики было предписано помимо латинского изучать еще и греческий язык. В 1773 г. в классе риторики определено преподавать катехизис и немецкий язык, в классе грамматики французский язык.
Структура учебного курса Воронежской семинарии в 1772–1775 г.:
аналогия;
инфима;
грамматика, греческий и французский языки;
синтаксис;
риторика, поэзия, катехизис и немецкий язык.
В 1775 г. в один класс были объединены синтаксис и грамматика, кроме того к инфиме присоединили аналогию, низший класс получил наименование информаторского. В 1777 г. в Воронежской семинарии был открыт класс философии, продолжительность обучения в котором составляла два года. В том же году преподавание греческого языка было распространено на классы риторики и философии.
В классе философии преподавались история философии, логика, физика и метафизика, кроме того ученики философии писали сочинения на русском и латинском языках, готовили проповеди и иногда произносили их с церковной кафедры .
Структура учебного курса Воронежской семинарии в 1775-1777 г.:
информаторский
инфима и аналогия;
синтаксис, грамматика и греческий язык;
риторика, поэзия, катехизис и греческий язык
философия и греческий язык.
В 1778 г. от синтаксиса отделена грамматика, в свою очередь грамматика объединена с инфимой, информаторский класс переименован в аналогию.
В 1779 г. в Воронежской семинарии был открыт высший богословский класс и издано распоряжение Преосвященного Тихона (Малинина), епископа Воронежского и Елецкого, посвященное структуре и содержанию учебного курса семинарии.
Класс богословия изучал догматическое богословие преимущественно по трудам архиепископа Феофана (Прокоповича), кроме того, студенты осваивали нравственное богословие, общую герменевтику и экзегетику Священного Писания, читали Кормчую книгу и оттачивали проповедническое мастерство.
Структура учебного курса Воронежской семинарии в 1775-1777 г.:
аналогия, катехизис и каллиграфия;
грамматика, катехизис и арифметика;
синтаксис и география;
риторика и история;
философия и греческий язык;
богословие, Священное Писание и правила св. Отцов.
В качестве факультативных дисциплин в том же году были введены французский и немецкий языки, а также возобновлено преподавание церковного пения. В 1780 г. из нотного класса был создан певческий семинарский хор «с весьма скорым и похвальным успехом» .
В декабре 1780 г. состоялся первый выпуск двухгодичного класса богословия Воронежской семинарии. Итоговым экзаменом для выпускников стал публичный богословский диспут. Епископ Тихон так выразил свою радость в связи с первым выпуском богословского класса: «Благодарение Господу Богу, что имеем в семинарии в первый раз окончивших курс школьного учения» . Выпускникам по их требованию Преосвященный поручил выдать аттестаты и указать, что выпускники «рекомендуются к заступлению служения иерейского и диаконского» .
Полный семинарский курс соответствовал полноценному среднему профессиональному образованию. Таким образом, с момента своего основания и до 1780 г. студенты Воронежской семинарии получали неполное среднее профессиональное образование.
В 1781 г. по распоряжению Преосвященного Тихона (Малинина) в Свято-Предтечевом Донецком монастыре , который находился неподалеку от Богучара, была открыта Донецкая семинария . Открытие низших классов семинарии на юге Воронежской епархии было связано с затруднениями для донского духовенства отправлять детей на обучение в Воронежскую семинарию. Выпускники Донецкой семинарии имели возможность поступить сразу в высшие классы Воронежской семинарии. В 1785 г. Донецкая семинария была закрыта, ее учитель был переведен во вновь открытое в Воронеже Народное училище . Кроме того в конце XVIII – начале XIX века в Воронежской губернии существовали начальные классы семинарии в уездных городах: Черкасске, Ельце, Старобельске, Новохоперске, Землянске. Некоторые из них были закрыты, остальные преобразованы в 1811 г. в приходские училища.
В 1784–1785 гг. в связи со смертью предыдущего учителя класс философии Воронежской семинарии был временно переведен в село Белогорье Острогожского уезда, где в то время служил новый учитель философии протоиерей Стефан Товарищенков. Данный класс Воронежской семинарии получил название Белогорской семинарии.
В 1784 г. был издан Высочайший указ о преподавании в семинариях греческого языка. Для преподавания данного предмета во всех классах семинарии на должном уровне требовался высококвалифицированный преподаватель. В 1785 г. Преосвященный Тихон III, епископ Воронежский, отправил на учебу Славяно-греко-латинскую академию двух наиболее способных студентов философского класса, одним из которых был Евфимий Болховитинов. По возвращении в Воронеж в январе 1789 г. Евфимий Болховитинов преподавал греческий и французский языки в семинарии.
В 1796 году по предписанию высшего духовного начальства в семинарии стал осваиваться курс еврейского языка.
В 1789 г. преосвященный Иннокентий стал инициатором включения в семинарский курс богослужебной практики .
В 1795 г. были воссоздано преподавание церковного пения, богослужебного устава и церковнославянского чтения, которые должны были изучать все ученики богословия, а также ученики других классов по желанию.
В 1796 г. Преосвященный Мефодий, епископ Воронежский, предпринял попытку включить в учебный план семинарии рисование и гражданскую архитектуру, которая за неимением преподавателя, не увенчалась успехом. В 1802 г. был издан синодальный Указ о введении в семинарскую программу занятий по основам медицины, который был отменен в 1808 г.
До 1809 г. в Воронежской семинарии греческий язык преподавался в трех высших классах, а с 1811 г. во всех классах, в том числе и в заправном.
Характерной особенностью учебного курса начального периода истории Воронежской духовной семинарии является отвлеченность содержания преподаваемых дисциплин от реальной церковной жизни. Необходимые для будущего священника специальные знания преподавали лишь в богословском классе. Вместе с тем на протяжении данного периода истории семинарии в учебный курс в качестве дополнительных (факультативных) дисциплин вносились как крайне необходимые (катехизис, история, география и т.д.), так и обусловленные сиюминутными интересами или модой предметы (медицина, рисование и т.д.).
В силу непрактичности и неприспособленности учебного курс Воронежской семинарии того времени к полноценной подготовке кандидатов для пастырского служения существенная часть студентов испытывала затруднения с успеваемостью. Иногда ученики могли оставаться в низших классах по 6 лет. По мнению П. В. Никольского, причиной такого положения вещей скорее были семинарские порядки, чем низкий уровень начальной подготовки студентов . Для тех учеников, которые были не в силах преуспеть в латинском знании, в 1795 г. по распоряжению Преосвященного Мефодия, было создано одногодичное училище, для подготовки кандидатов на причетнические должности. В этом училище ученики получали навык чтения, церковного пения, обучались церковному уставу.
В 1803 г. Святейший Синод распорядился открыть при семинариях по всей стране русские духовные училища с трехгодичным курсом обучения.
В 1-м классе училища осваивалось чтении по славянским и русским книгам, чистописание, краткий катехизис и русская грамматика. Во 2-м классе изучались история, география, арифметика и пасхалия.В 3-м классе русского училища – краткая логика и основы риторики.
Училище было открыто «для неспособных к продолжению вдаль учения на латинском языке» . В училище принимались семинаристы, не достигшие еще 22 лет. Ученики русского училища при Воронежской семинарии очень часто еще до окончания полного курса назначались на причетнические должности и оставляли учение. Часто как выпускники, так и не окончившие полного курса русского духовного училища претендовали на рукоположение в священный сан. Иногда консистория удовлетворяла прошения на хиротонию, что приравнивало их в правах к выпускникам, окончившим полный курс семинарии. Этот факт крайне неблагоприятно отразился на успехах высших классов семинарии. В силу этого обстоятельства Преосвященный Антоний I определил выпускников русского духовного училища «впредь <…> не считать окончившими курс учения; сим правом [рукоположения в священный сан] имеют токмо пользоваться одни студенты богословии, выслушавшие полный курс наук» . В 1812 г. русское духовное училище при Воронежской семинарии было закрыто.
Период первого преобразования Воронежской семинарии (1817–1867)
В 1808 г. Высочайшим повелением был утвержден проект реформы духовных школ Русской Православной Церкви . Основным новшеством реформы стало разделение духовного образования на ступени, так три высших двухгодичных семинарских класса (богословие, философия и риторика) отныне составляли семинарию, низшие классы преобразовывались в Уездное духовное училище. К поступлению в уездное духовное училище подготовка осуществлялась в приходских училищах бывших «заправных» школах.
В Воронежской епархии первоначально было организовано одно Воронежское уездное духовное училище, преподавателями которого стали учителя низших классов дореформенной Воронежской семинарии .
В свою очередь Воронежская семинария, как и все школы, вошедшие в Киевский духовно-учебный округ, приступила к занятиям по новому Уставу с 1817 г., в ознаменование чего 17 октября был проведен особый торжественный «церемониальный акт». В 1822 г. Воронежская семинария переехала в новое здание на Дворянской улице (ныне проспект Революции, д. 29).
Одним из главных изменений в учебном процессе в результате реформы стала унификация учебного плана и содержания преподаваемых дисциплин во всех Духовных школах. Местное начальство уже не имело права по своему усмотрению вводить или отменять преподавание тех или иных дисциплин.
Предполагалось, что успешно окончившие курс Духовного училища, могли продолжить обучение в семинарии, в свою очередь лучшие выпускники семинарии направлялись для получения высшего духовного образования в Духовные академии. В дальнейшем вводился образовательный ценз, занять причетническое место можно было по окончании полного курса духовного училища. Рукоположения в сан диакона могли удостоиться студенты семинарии по окончании 4-го класса. Иерейская хиротония производилась только над выпускниками полного семинарского курса (всех шести классов).
Семинарский учебный курс составляли три двухгодичных класса: риторики, философии и богословия, которые получили наименование отделений низшего, среднего и высшего соответственно. На каждом отделении изучалось несколько дисциплин, одни из которых считались основными, остальные дополнительными. Основное внимание уделялось знаниям студентов по основным дисциплинам, вместе с тем семинарист имел право перейти в следующий класс, не имея удовлетворительной оценки по дополнительным предметам .
Структура учебного курса с 1817 г.
Низшее отделение (риторика)
Основные предметы – латинская риторика, русская поэзия. Дополнительные предметы – история всеобщая и русская.
Среднее отделение (философия)
Основной предмет – философия (логика, онтология, космология, психология, естественное богословие) на латинском языке.
Дополнительные предметы – математика (алгебра, геометрия, основы физики).
Высшее отделение (богословие)
Основные предметы – богословие (догматика, нравственное богословие, пастырское богословие, церковная археология и литургика).
Дополнительные предметы – герменевтика, изъяснение Священного Писания, библейская и церковная истории.
Латинский язык в семинарии отдельно не изучался в связи с тем, что полный курс латинского языка осваивался в рамках духовного училища. К тому же лекции по основным предметам читались чаще всего именно на латинском языке, что исключало возможность обучения в семинарии без овладения навыка понимать и говорить по-латыни. Кроме того, на всех отделениях семинарии обязательно изучался греческий язык. Еврейский язык изучался на низшем и среднем отделениях. В свою очередь немецкий и французский языки были факультативными курсами в рамках семинарской программы.
Характерной чертой учебной программы 1817–1841 гг. была теоретическая направленность семинарского курса, основная задача обучения виделась в развитии навыка самостоятельного мышления, в том числе и по отвлеченным философским и богословским вопросам .
В 1838 г. был издан указ о преобразовании семинарского курса, который был инициирован обер-прокурором Святейшего Синода графом Протасовым. В 1841 г. в Воронежской семинарии начались занятия по обновленному учебному плану, в целом структура семинарского курса осталась прежней, за исключением введения новых дисциплин: патристики, литургики и православного исповедания Митрополита Петра (Могилы) . Содержание всех даже светских предметов имело более церковный прикладной характер, особое внимание уделялось итоговой аттестации в виде экзаменов.
В 1854 г. в Семинарии было открыто миссионерское отделение (факультативный курс) . В течение двухлетнего курса изучались история русского раскола и сект, обличение раскола и основы церковной миссии.
В 1856 г. в семинарский курс в качестве обязательной составляющей введена педагогическая практика . Студенты семинарии посещали низшие и средние классы духовного училища наблюдали за работой опытных преподавателей и проводили пробные уроки в низших классах. С 1867 г. педагогическую практику семинаристы проходили во вновь учрежденной воскресной школе при Воронежской семинарии.
Особой заботой графа Протасова было введение в семинарский курс прикладных светских наук. В частности, в рамках семинарского курса студенты должны были освоить навыки землемера, для чего в учебный план в 1851 г. были введены прикладная геометрия и геодезия. Кроме того изучались основы сельского хозяйства (агрономии и ветеринарии) и начала медицины.
В 1858 г. по указу императора Николая I в семинариях из учебного курса было исключено преподавание геодезии, а также преподавание естественных наук ограничено одним общим курсом естествознания .
Период второго преобразования Воронежской семинарии (1867–1918)
В 1867 г. было положено начало новой реформе духовного образования в Русской Православной Церкви. Духовно-училищное управление было преобразовано в Духовно-учебный комитет, кроме того, были утверждены новые семинарский и училищные уставы. Преобразования в духовных школах вводились постепенно. Воронежская семинария полностью перешла на новый Устав с 1 июля 1874 г., переход завершился преобразованием учебного курса в полном соответствии с новыми требованиями. Переходный период составил без малого семь лет, когда сосуществовали старый и новый порядки организации учебного процесса. В течение всего переходного периода выпуски в Воронежской семинарии продолжали осуществляться как и ранее (с 1817 г.) раз в два года по нечетным годам (1869, 1871, 1873 гг.) . Ежегодно семинария начинает выпускать студентов только с 1874 г.
Реформа коснулась практически каждой стороны семинарской жизни, начиная от улучшения содержания духовной школы и до улучшения бытовых условий жизни студентов . Структура учебного курса Воронежской семинарии также претерпела ряд существенных изменений в соответствии с требованиями нового Устава.
Устав 1867 г. предполагал разграничение учебного курса на два блока: общеобразовательный и богословский. В первых четырех классах Воронежской семинарии преподавались преимущественно общеобразовательные дисциплины, а также изъяснения Священного Писания. В 5-м и 6-м классах изучались богословские предметы и, кроме того, педагогика и дидактика. Каждый семинарист должен был обязательно изучать один современный язык по выбору. Преподавание церковного пения и гимнастики в Воронежской семинарии осуществлялось во внеклассное время. Одной из важных сторон учебного курса становится написание письменных работ практически по всем наиболее значимым предметам семинарского курса.
В 1-й класс Воронежской семинарии принимались как выпускники духовных училищ, так и получившие домашнее образование юноши в возрасте от 14 до 16 лет. Перед началом учебного года проходили вступительные экзамены. По итогам учебного года (в мае–июне) во всех классах семинарии проходили устные и письменные экзамены.
Устав 1867 года не предполагал в семинарии наличие отдельной дисциплины «Обличение раскола и сектоведение», но в силу значительного распространения в Воронежской епархии раскольничьих общин и сектантских групп будущим пастырям данный предмет был крайне необходим. В 1884 г. еще до принятия нового семинарского устава по предложению ректора Воронежской семинарии архимандрита Димитрия (Самбикина) была учреждена внештатная кафедра истории и обличения раскола, которую занял выпускник Воронежской семинарии и Казанской духовной академии Павел Оболенский.
В 1884 г. последовало частичное преобразование семинарских порядков в соответствии с обновленной версией устава, который внес некоторые изменения в учебный курс Воронежской семинарии .
В низшие классы вновь были введены, кроме Священного Писания отдельные богословские дисциплины: во 2-м классе – библейская история, в 3-м и 4-м классах общая церковная история, в 4-м классе – основное богословие, литургика и гомилетика. Введение богословских предметов в младших классах семинарии производилось за счет сокращения нагрузки на общеобразовательные дисциплины. Новый устав низводил новые иностранные языки в разряд необязательных факультативных предметов.
Особое внимание устав 1884 г. уделял преподаванию пения, как теоретическому, так и практическому. Церковное пение преподавалось во всех классах семинарии. Результатом активизации преподавания церковного пения в семинарии стало «то, что семинаристы по своей собственной воле составили несколько хоров при различных церквях г. Воронежа» .
Кафедра истории и обличения раскола была объединена с обличительным богословием и включена в число штатных кафедр. В семинарии было упразднено преподавание педагогики, хотя дидактика была сохранена.
По уставу 1884 г. без вступительных экзаменов принимались в семинарию выпускники духовных училищ, успешно закончивших курс обучения. Предельный возраст для поступления в 1-й класс семинарии 18 лет. В 1894 г. летняя экзаменационная сессия была ограничена тремя неделями и установлен срок окончания сессии 15 июня.
В дальнейшем структура учебного курса не претерпела существенных изменений. По завершении деятельности Предсоборного Присутствия 1906 г. в соответствии с разработанным на нем проектом была предпринята попытка новой «квази–реформы» духовных учебных заведений. В силу того обстоятельства, что решения Предсоборного Присутствия не были в те годы утверждены Высшей церковной властью и носили статус проектов, изменения коснулись лишь небольшого количества духовно-учебных заведений Русской Православной Церкви. Сведений о каких-либо изменениях в Воронежской духовной семинарии в соответствии с этим проектом преобразования духовных школ не обнаружено.
В целом учебный процесс был довольно стабилен, результатом чего был последовательный рост числа выпускников и студентов , вплоть до закрытия Воронежской семинарии.
После установления советской власти в Воронеже и особенно после издания декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви новая власть активно препятствовала деятельности духовных школ, в том числе и Воронежской семинарии. В марте 1918 г. красноармейцы заняли под свои нужды здание семинарии, занятия в духовной школе пришлось приостановить, в силу чего ректор Воронежской духовной семинарии архимандрит Серафим (Соболев) был вынужден уехать в отпуск в Задонский монастырь на четыре месяца .
На основании 9-й статьи Декрета об отделении Церкви от государства «о запрещении преподавания религиозных предметов во всех учебных заведениях страны» местные власти в течение 1918–1920 гг. закрывают практически все духовные школы Русской Православной Церкви.
В августе 1918 г., несмотря на протесты ректора архимандрита Серафима (Соболева), преподавателей, воспитанников, духовенства и широких кругов общественности, местные власти распорядились закрыть Воронежскую духовную семинарию, имущество духовной школы было изъято. «Все здание духовной семинарии реквизировано под помещение Бюро труда при совете рабочих и крестьянских депутатов и Управления округа путей сообщения» . В ходе изъятия один из самых богатейших библиотечных фондов среди духовных семинарий России был практически уничтожен, лишь небольшая его часть была передана Воронежскому отделу народного образования.
К числу выпускников Воронежской ДС относятся не только студенты выпускного класса 1918 г., но и воспитанники прочих классов, которые вынужденно завершили свое обучение в Воронежской духовной школе в момент ее закрытия.
18 мая 1918 г. Большая государственная комиссия по просвещению приняла решение о создании в Воронеже государственного университета, для чего было указано использовать имущество и свободный персонал Юрьевского (Дерптского) университета, который подлежал эвакуации. С июля по сентябрь 1918 года из Дерпта (ныне Тарту) специальными поездами в Воронеж прибыли профессора, преподаватели, обслуживающий персонал и около 800 студентов. Подготовка к открытию Воронежского университета совпала с закрытием Воронежской семинарии. Университет был размещен в здании бывшего Михайловского кадетского корпуса. Воронежским отделом народного образования в фонд библиотеки университета были переданы остатки библиотеки Воронежской семинарии. 12 ноября 1918 года в Воронежском государственном университете на четырех факультетах (медицинском, физико-математическом, историко-филологическом и юридическом) начались учебные занятия. Отдельные преподаватели и выпускники Воронежской семинарии внесли определенный вклад в становление Воронежского государственного университета .
Духовное образование в Воронеже в советское время
Несмотря на закрытие Воронежской духовной семинарии в 1918 г. в 1920-е гг. в Воронежской епархии еще сохранялся, насколько позволяли исторические обстоятельства, дореволюционный порядок подготовки к рукоположению в священный сан. Одним из важнейших элементов подготовки к хиротонии была сдача так называемых ставленнических экзаменов. До революции существовал довольно строгий образовательный ценз для кандидатов на рукоположение. Для рукоположения в сан священника необходимо было либо закончить полный курс обучения в семинарии, либо сдать ставленнические экзамены, подтверждающие освоение семинарского курса в полном объеме. Для рукоположения в сан диакона требовалось овладеть программой четырех классов семинарии. Порядок подготовки и проведения, а также вопросы к ставленническому экзамену были опубликованы в Воронежских епархиальных ведомостях еще до революции. Таким образом, кандидаты на рукоположение в священный сан, не получившие семинарского образования, после закрытия семинарии самостоятельно были вынуждены готовиться к сдаче ставленнического экзамена по семинарским программам. Так, священник Константин Сергеевич Викторов, заполняя в 1946 г. анкету для уполномоченного по делам Русской Православной Церкви, указал, что сдавал экзамены перед рукоположением за пятый курс семинарии в феврале 1921 г. лично викарию Воронежской епархии епископу Острогожскому Владимиру (Шимковичу) .
Попытка возродить централизованную систему подготовки будущих священнослужителей была предпринята в Воронеже в 1921 г. При Троицком Смоленском соборе, по инициативе выпускника Воронежской духовной семинарии протоиерея Тихона Попова , были организованы годичные Воронежские епархиальные богословско-пастырские курсы.
На волне поддержки инициатив прогрессивного духовенства местные власти в 1922 году разрешили при Троицком Смоленском соборе деятельность пастырских курсов, которые находились в ведении губернского отдела народного образования . На курсах обучались диаконы, псаломщик и миряне, готовившиеся к рукоположению, но не получившие ранее семинарского образования. К преподавательской деятельности на курсах протоиерей Тихон Попов привлек бывших преподавателей Воронежской семинарии . В Воронежских архивах сохранились отдельные лекции, прочитанные на пастырских курсах в 1921–23 гг., в частности отрывок лекции В. А. Светозарова по гомилетике. Пастырские курсы при Троицком Смоленском соборе Воронежа «просуществовали один год и сделали один выпуск. <…> Все окончившие курсы были рукоположены в священники и получили приходы» .
В ходе изучения личных дел духовенства, служившего в Воронежской епархии после Великой Отечественной войны, священником Павлом Овчинниковым были восстановлены послужные списки отдельных выпускников Воронежских пастырских курсов 1921-23 годом .
Пастырские курсы были организованы и преподавание на них велось священнослужителями, впоследствии большей частью уклонившимися в обновленчество. Обучение на курсах в те годы было единственной возможностью в Воронежской губернии получить систематическую подготовку к церковному служению. В дальнейшем существенная часть слушателей пастырских курсов несла церковные послушания на приходах Воронежской епархии в лоне канонической Русской Православной Церкви. После закрытия в 1923 г. пастырских курсов в Воронеже в течение 70 лет духовного учебного заведения не существовало.
Возрождение Воронежской духовной семинарии (1993–1999)
22 марта 1993 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении в Воронеже Духовной школы – Воронежского епархиального духовного училища. Духовное училище было размещено в строящихся зданиях при Успенском храме (Ленинский проспект, д. 41.)
Первый набор в Воронежское духовное училище осуществлялся на двухгодичную программу. Учебный план и учебные программы были разработаны первым инспектором возрожденного Духовного училища кандидатом богословия протоиереем Василием Поповым (с марта 1994–2003 гг. ректором ВДУ, впоследствии ВДС). Учебный курс духовного училища был сформирован так, чтобы в рамках двухлетней программы студенты получили возможность обзорно изучить полный курс семинарии.
Как некогда на заре истории Воронежского государственного университета его становлению способствовали бывшие преподаватели и выпускники Воронежской семинарии, так и в годы возрождения Воронежской духовной школы часть дисциплин ее учебного курса преподавали именно члены профессорско-преподавательского состава Воронежского государственного университета. В частности, доцент исторического факультета ВГУ А. Ю. Минаков (ныне профессор и директор Зональной научной библиотекой ВГУ) преподавал Историю Русской Православной Церкви, и особенно доцент Ю.В. Ушакова, заведующая кафедрой английского языка ВГУ, которая преподавала существенную часть богословских дисциплин (основное и сравнительное богословие, историю религий и сектоведение).
Второй набор в Воронежское епархиальное духовное училище в 1994 г. проводился уже на трехлетнюю программу, которая предполагала увеличение лекционных часов практически по всем основным предметам. Третий набор в ВДУ 1995 г. обучался уже по четырехгодичной программе, соответствующей полному курсу четырехлетней семинарии того времени.
17 июля 1997 г. Священный Синод преобразовал четырехлетнее Воронежское епархиальное духовное училище в Воронежскую духовную семинарию. До преобразования Воронежского духовного училища в семинарию состоялось два выпуска: 1-й по – двухгодичной программе в 1995 г., 2-й – по трехгодичной программе в 1997 г. 3-й выпуск возрожденной Воронежской Духовной школы состоялся в 1999 г. уже по полноценной программе Духовной семинарии.
Об особенностях и структуре учебного курса Воронежского епархиального духовного училища можно судить по сохранившемуся в архиве Воронежской семинарии расписанию занятий на 1993/1994 и 1994/1995 учебных года.