Церковный календарь. Воронеж, 2015 г.

Архиепископ Тихон (в миру Василий Варсонофьевич Никаноров) родился 30 января 1855 года в семье псаломщика в селе Кирюга Новгородской губернии. Уже в детстве проявилась его склонность к созерцательной, уединенной, молитвенной жизни. Первоначальное религиозное и светское образование он получил дома, затем поступил в Новгородскую Духовную семинарию, а после ее окончания в 1877 году – в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

1 августа 1881 года Василий Варсонофьевич, окончив Академию, получил назначение помощником смотрителя Белозерского духовного училища. На этом поприще проявились его несомненные духовные дарования, организаторский талант и глубоко религиозное отношение к делу и людям.

15 июня 1884 года будущий священномученик принял монашество с именем Тихон в Кирилло-Белозерском мужском монастыре. Высокообразованный инок с усердием начал проходить науку из наук – монашеское делание, сопряженное с непрестанной молитвой, постом и борьбой со своими внутренними врагами – страстями и греховными помыслами. 10 июля 1884 года будущего Воронежского архипастыря рукоположен во иеромонаха. В том же году решением Святейшего Синода иеромонах Тихон был назначен инспектором Новгородской Духовной семинарии. За успешные труды на поприще духовного образования и пастырского служения 6 декабря 1888 года иеромонаху Тихону (Никанорову) было пожаловано игуменство. Спустя два года 25 декабря 1890 года игумен Тихон стал ректором одной из самых известных духовных школ Новгородской Духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита.

2 февраля 1892 года архимандрит Тихон хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии.

Всюду, куда Господь ставил Своего угодника, он проявлял истинно христианское смирение; елей его светильника всегда был чист и горел неугасимым огнем веры и любви к Богу и вверенным ему пасомым.

20 августа 1899 года владыка Тихон был назначен епископом Полоцким и Витебским, а 4 июня 1902 года – Пензенским и Саранским. В Пензе в годы его правления открыты были Общество вспомоществования учащим и учащимся в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), пензенский Комитет православного миссионерского общества (1904). События первой русской революции захлеснули улицы Пензы, достигли они и архиерейских покоев. В 1906 году владыка Тихон был необоснованно обвинен исполняющим обязанности пензенского губернатора в «укрывательстве революционеров». Во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был ранен один и убит другой ректор, власти вынуждены были закрыть семинарию, а епископ Тихон 25 июля 1907 года был зачислен на покой с пребыванием настоятелем в Московском Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. На этом посту он сменил другого подвижника – Серафима (Чичагова), будущего митрополита Ленинградского принявшего мученический венец в декабре 1937 года.

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, построенный как духовный памятник святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, Его восхождением на Голгофу и всеславным Воскресением, настраивал души насельников на постоянную память и о спасительных Страстях Господних, и о живоносности Креста, без которого невозможно войти в Царствие Небесное. Обитель в первые два десятилетия XX века освящалась пребыванием выдающихся пастырей Русской Церкви: Серафима (Чичагова), Тихона (Никанорова) и Трифона (Туркестанова).

В 1912 году владыка Тихон на короткое время был назначен епископом Калужским и Боровским и уже 13 мая 1913 года последовал его перевод в Воронеж с возведением в сан архиепископа. С этого момента начинаются самые трудные годы его служения. Разразившаяся в 1914 году Великая Война поставила перед ним, как архипастырем, ранее не решаемые им задачи. Нужно было нести попечения о тысячах беженцах, прибывающих в пределы Воронежской кафедры, заботиться о потерявших здоровье войнах, проходящих лечения в госпиталях и больницах Воронежа и губернии, духовно поддерживать матерей и жен, потерявших в военных действиях своих сыновей и мужей. Все это тяжелым бременем ответственности легло на плечи архиепископа Тихона. Очевидно, что Господь в нужное время привел в Воронеж этого человека. Если отличительными чертами духовного облика старца-архиепископа Анастасия (Добрадина) в течении 23 лет управлявшего Воронежской кафедрой и скончавшегося 1 мая 1913 года, был трезвый, спокойный взгляд на вещи, неспешное планомерное решение задач, то в новых сложных обстоятельствах, когда вся страны оказалась в бурлящем водовороте военных событий и социалистической пропаганды, нужен был деятельный, активный и одновременно мудрый пастырь, который смог бы провести свою паству через это бушующее море. Таким пастырям для Воронежской епархии становится Преосвященный Тихон (Никаноров).

О его пребывании на Воронежской кафедре сохранились воспоминания келейника протоиерея Иоанна Житяева. По его свидетельству, владыка Тихон «был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на утреннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, часто читал и пел на клиросе. При нем в Лазареву субботу 1918 года в Воронеже был освящен храм святого равноапостольного князя Владимира, построенный в честь 900-летия Крещения Руси, и в том же году был открыт Свято-Серафимовский храм. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон являлся отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел Владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на Воронежском архипастыре».

Узнав из газетных сообщений о вступлении России в военные действия 1914 года, Воронежский Преосвященный, через министра Внутренних Дел подал доклад о всеподданических чувствах, заявленных духовенством, на котором Государь Верховный Главнокомандующий собственноручно начертал: «СЕРДЕЧНО ВСЕХ БЛАГОДАРЮ».

В этом же году, определяющим для будущего России, архиепископу Тихону выпала честь встречать прибывшего в Воронеж, накануне памяти свт. Митрофана (6 декабря 1914 года), императора Николай II с супругой и Великими княжнами Ольгой и Татианой. Всего несколько часом Императорская чета пробыла в Воронеже и все это время они были в сопровождении архиепископа Тихона (Никанорова).

После благодарственного молебна в Благовещенском кафедральном соборе, Императорская Семья посетила лазарет, устроенный на средства епархиального духовенства при Митрофановском монастыре. Император наградил некоторых воинов высокими наградами – медалями на Георгиевской ленте; в епархиальном госпитале вручил пять медалей, а в монастырском девять. В ходе визита Государыня с княжнами изволила расспрашивать каждого война о военной части, в которой тот нес службу, боях, в которых он участвовал и семье. При этом Государыня лично надевала на каждого ратника образок св. Николая. После посещения города Император послал телеграмму следующего содержания: «Искренно благодарю жителей Воронежа за высказанную мне преданность и благопожелания. Рад был помолиться пред святынями Воронежскими и провести несколько часов среди радушного населения славного города. НИКОЛАЙ».

Среди многих трудов архиепископ Тихон (Никаноров), нашел время и начал подготовку к прославлению святителя Антония (Смирницкого). В течение военных лет в епархиальном издании «Воронежских Епархиальных Ведомостях» часто печатались статьи, публиковавшие свидетельства о чудесной помощи святителя Антония. Архиепископ Тихон благословил архимандрита Митрофанова монастыря Александра (Кременецкого) собирать сведения о многочисленных чудесах, которые происходили у гробницы духоносного Воронежского иерарха – Антония. В 1914 году в присутствии архиепископа Тихона был вскрыт склеп, и Владыка свидетельствовал о чудесном нетлении мощей святителя Антония. В 1915 году святитель Тихон говорил преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, побывавшей в Воронеже у гробниц святителей, что святитель Антоний уже накануне своего прославления. Перед революцией архиепископ Тихон послал в Синод ходатайство об этом прославлении, но последующие трагические события в истории нашей страны не позволили совершиться канонизации в то время.

По благословению Священноначалия с начала Первой мировой войны воронежским духовенством велась широкая церковно-благотворительная деятельность. Совершались общественные и частные молебные богослужения при проводах призывников, панихиды по убиенным на поле брани. При всех церквах были открыты попечительские советы для оказания материальной и моральной помощи нуждающимся, собирались по епархии и отсылались подарки в действующую армию. Другая, зачастую и вовсе незаметная сторона ежедневного быта приходского духовенства это переписка с призванными на фронт бойцами. Так в октябре священник сл. Лизиновка Острогожского уезда получил посылку из г. Ковно (Литва) с письмом от воинов, призванных по мобилизации из этой слободы и готовящихся в те дни к выступлению на боевую линию. К письму была приложена икона свт. Николая, как дар в местный храм, которая по их просьбе и была там размещена.

Особенно трогательно читать строки писем, написанных рукой верующих солдат. В письме известному Воронежскому протоиерею Стефану Звереву, считающемуся основателем Воронежского краеведского музея, солдат, бывший его ученик по кадетскому или семинарскому классу, пишет: «здесь на войне, чувствуя опасность, читаю молитву. Я чувствую под собой крепкий фундамент, который не разваливается, и этот фундамент создали Вы. Часто вспоминаются Ваши часовые беседы, которые начинались и кончались молитвой. Помню, как Вы старались, пользуясь этим маленьким временем, бросить доброе семя, дабы оно взошло в доброй почве, а не засохло… Скажу про себя, что брошенное Вами семя взошло, и я, часто взывая к Небесному Отцу, получаю облегчение, чувствуя крепость и устойчивость, и всему этому я обязан только Вам … Мне не страшен жизненный путь. С верой в Бога, я сумею быть победителем. Здесь среди ада, среди крови, среди людской вражды, я особенно вспоминал Вас и приношу искреннюю благодарность своему дорогому учителю».

В 1917-1918 годах архиепископ Тихон (Никаноров) участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и избрании святого Патриарха Тихона. 12 апреля 1918 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Святительский крест Владыки знаменовал собой и особый его крестный путь.

По многочисленным грехам наших предков, закончились благословенные времена Святой Руси, и народ-богоносец стал народом-крестоносцем. Божиим изволением он был отдан во «власть тьмы».

После февральских революционных событий 1917 года, которые к апрелю докатились и до столицы Черноземного региона – Воронежа, по селам епархии прокатилась волна беззаконных убийств и насилия над сельским духовенством. Так что многие сельские священники были вынуждены скрыться от преследования в городах. Священномученик Тихон (Никаноров) восстал против этих действий и 8 июня 1917 года праведный архипастырь за неподчинение власти был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград.

Архиепископ Тихон пожаловался в Синод, что власти вмешиваются «в дела епархиального управления и в грубой форме предписывали» ему увольнять с прихода одних священников и назначать других, без всяких на то оснований. Синод 14 июня заявил, что в действиях архиепископа Тихона нет ничего противозаконного, «предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления». Архиепископ Тихон, заступник за паству, вернулся в Воронеж и вновь вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты властей, преданный церковным канонам исповедник оставался на своем посту.

В 1918 году было предпринято нападение на монастырь святителя Митрофана. По требованию властей, архиерей должен был покинуть архиерейский дом, в котором разместилось телеграфное управление; все домовые храмы города закрыть, Консисторское управление упразднить, как часть старой императорской системы управления. На епархиальном собрании духовенства было решено учредить временный Епархиальный Совет, состоящий из духовенства и мирян. Постепенно Епархиальный Совет под влиянием нескольких активных мирян присвоили себе функции по утверждению резолюций Епархиального Преосвященного в том числе в части назначения и смещения духовенства, что разрушало и авторитет епископа и систему управления. По благословению Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода 9 февраля 1920 г. временный Епархиальный Совет был упразднен и созван новый Воронежский Епархиальный Совет, деятельность которого проходила по схеме работы прежней Консистории.

В течение 1919 года по стране прокатилась волна, организованная советскими комиссарами, по вскрытия святых мощей, пребывающих в храмах и монастырях России. Не минула эта горестная чаша и мощей святителя Митрофана. Архиепископ Тихон присутствовал при кощунственном вскрытии, давая достойные ответы на все вопросы святотатцев. После освидетельствования мощи были оставлены в соборе и верующие могли молиться у кипарисовой раки святителя еще на протяжении десяти лет. Атеистическая пропаганда советской идеологии привели к тому, что во второй год Советской пятилетки – 20 августа 1929 года, под руководством руководителя Воронежского отделения «Союза Воинствующих Безбожников» Павла Зарина, мощи были изъяты из храма и переданы в атеистический отдел краеведческого музея, располагавшегося в Покровском соборе. В этом плену мощи пребывали в течение нескольких десятилетий, пока тайно не были переданы епископу Воронежскому и Липецкому Владимиру (Котлярову) осенью 1964 года, а с 16 сентября 1989 года были выставлены в Покровском соборе, к тому времени уже переданному Церкви, отремонтированному и освященному, для всеобщего поклонения.

В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, архиепископ Тихон и приходское духовенство служили многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора. Отступающая белая армия давала возможность духовенству покинуть Воронеж вместе с войсками и уйти на юг. Будущий священномученик не воспользовался предложением, хоть ряд городских протоиереев, среди которых такие известные имена, как кафедральный прот. Алексей Спасский, ключарь Троицкого собора прот. Георгий Алферов, св-к настоятель Воскресенской церкви Воронежа Митрофан Девицкий, остался в Митрофановом монастыре, чтобы разделить участь своей паствы, уже стоящей у подножия Голгофского креста.

Долгое время бытовало предание, что архиепископ Тихон (Никаноров) 9 января 1920 года во время совершения богослужения был повешен на царских вратах Благовещенского собора. Это предание пришло из воспоминаний эмигрантов, покинувших страну в страшные послереволюционные годы. Воспоминания, записанные спустя десятилетия, не всегда верно отражают действительные исторические события.

Архивные источники говорят, что смерть архиепископа Тихона произошла не ранее второй половины февраля, а воспоминания келейника прот. Иоанна Житяева, приведенные в кандидатской диссертации епископа Сергия (Петрова) называют датой его кончины от сыпного тифа – 27 февраля 1920 года. По его же сведениям, отпевание и погребение высокочтимого иерарха было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем) в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитин) 2 марта 1920 года. Верный воин Христов погребен был в склепе Благовещенского собора.

В августе 1956 года, после варварского разрушения коммунистами собора и Благовещенского монастыря, святые мощи архиепископа Тихона были перезахоронены на городском Коминтерновском кладбище, а в 1993 году перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря, где и пребывают до сих пор с честными останками ряда других Воронежских архиереев.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон (Никаноров) был причислен к чине священномучеников. Многие из тех, кто пострадал за веру ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. «В детстве и отрочестве, – писал из камеры смертников священномученик Вениамин митрополит Петроградский, – я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога».

Хотя смерть архиепископа Тихона (Никанорова) и могла произойти от болезни, но сами чрезвычайные обстоятельства жизни и смерти ставят нас перед фактов о смерти в лишениях и гонениях, которым он подвергался за свою преданности Христу и Его Церкви.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *