Поездка в Рязань, 2012 г.

 

Ежегодно наша семинарская группа в начале учебного года совершает паломническую поездку в один из регионов Центральной части России. В предыдущие года это были: города Тамбов и Елец, Белгородская область, а вот в этом – Рязанская область. Путь, выбранный нами, предстоял не близкий, примерно 700 километров, а, следовательно, и продолжительный. Разрабатывая маршрут и поинтересовавшись в сети Интернет, что мы можем увидеть в этой области, мы узнали, что нас ждут несколько древних и известных святых обителей, место паломничества многих верующих, как в дореволюционные времена, так и сегодня в наши дни. А также Рязанский кремль, один из форпостов в былые времени Русской государственности.

Рязанская епархия – одна из самых древних епархий нашей Церкви и образованный человек должен назвать хотя бы несколько исторических личностей, связанных с этой областью. Это и Рязанский князь ? и митрополит Рязанский Стефан (Яворский), также многие верующие могут вспомнить житие свт. Василия Рязанского Чудотворца.

Семь часов утра и мы уже в пути. Дождливая погода без дождя, как-то пасмурно и уныло.

В путешествии всегда должен быть такой человек, который сделает для блага всей группы больше всех, желательно при этом, не превозносясь перед другими спутниками. Или возьмет на себя организацию путешествия или уже в пути берет на себя заботу о близких пытаясь скрасить тяжесть дороги, в общем, пожертвует частью своего комфорта ради других. Нашу неблизкую дорогу значительно скрашивает один из наших сокурсников – профессиональный повар – Константин Осипов, который последние несколько дней перед отъездом занимался тем, что собирает в дорогу провиант. В глубине души мы все этому очень рады, что есть такой человек, который возьмет в дорогу все, что может понадобиться и даже более того. Уже через пару часов после отправления в путь автобус останавливаемся и где-нибудь в живописном месте на травке мы устраиваем пикник. И здесь уж даже самое отягощенное заботами сердце отогреется – смех, общение, ожидания дальнейшего путешествия.

Час, два, три … и вот первый пункт: место подвигов святителя Феофана (Говорова) – Вышенский монастырь, расположенный возле одноименной реки Выши. Былое величие монастыря с ? насельницами было порушено и поругано в годы безбожной власти и сегодня он находится на стадии восстановления. Только в июле этого года переехал последний корпус психиатрической лечебницы, десятилетия располагавшиейся на территории монастыря. В монастыре идет активная реставрация корпусов и храмовых зданий. Сейчас действует Успенский храм, где ежедневно совершаются богослужения, еще один храм готов к открытию, здесь и почивают мощи свт.Феофана. Наша группа не смогла подойти к раке с мощами, так как, по словам нашего экскурсовода, в храме расставлены леса.

Однако наше расстройство от того, что мы не смогли помолиться у раки с мощами Затворника, вполне было скрашено возможностью посетить дом, где он проживал во время пребывания своего в монастыре. Этот дом содержится в образцовом порядке и не только по той причине, что это часть экскурсионного маршрута, но по большой любви насельниць к своему небесному покровителю – святителю Феофану. Здесь даже заботливо сохранена фисгармония на которой он учился играть. Наше внимание привлекли ряды с книгами. Библиотека Вышенского затворника была очень богата, если не сказать одна из богатейших в России «того времени» и содержала не только книги по богословию, но и философии, искусству и многим другим направлениям человеческой мысли на многих языках, накопленная за время многочисленных путешествий по миру, предпринятые епископом. В соседней комнате его рабочий кабинет, где стоит письменный стол, будто только вчера оставлен им, будто только вчера он писал здесь свои сочинения.

В покои ведет лестница – точная копия той, по которой ходил хозяин дома. Несколько комнат: рабочая, спальня, домовой храм, в котором он ежедневно совершал Богослужения и молитвенное правило. Всего несколько комнат, но какие они просторные и светлые, с большими окнами, так как святой Владыка любил Свет. Тут же за окнами – балкон, на который иногда выходил затворник благословить народ, приехавший помолится.

В этих комнатах прошли годы его жизни, здесь он молился и писал свои труды, которые и в наши дни многих христиан ведут ко спасению. Сегодня нашей Церковью предпринимается усилие по изданию всего интеллектуального и духовного багажа, наследованный нами от епископа Феофана. Многие его труды еще никогда не видели свет и до сих пор остаются неизвестны людям, хранятся на пыльных архивных полках.

Однако нам пора и наше пребывание в Вышенской обители было не продолжительным. Нам еще предстоит проехать почти двести километров до следующей точки нашего путешествия-паломничества – Иоанно-Богословского монастыря, расположенного под Рязанью.

Мы вновь в пути. Не доезжая до монастыря нескольких километров, нас встречают золотые купола церквей и колокольни. Резкий контраст того монастыря, что мы только оставили и тем, что предстал перед нами. Мы оказались перенесенными из духовной зимы, где все сковано холодом и еще пройдет много времени прежде чем сменится сезон и проклюнутся первые весенние почки, в цветущую весну – будто и не было безбожного Советского периода – где все цветет и благоухает. Зима – это Вышенский монастырь, не смотря на весь оптимизм монахов и послушников производит тяжелое впечатление, очень много усилий и времени пройдет, прежде чем удастся восстановить былое величие монастыря, а тем более духовную жизнь, которая будет возрождена многими спасающимися и кающимися. А весна – это цветущий, строящийся, укращенный храмами и молитвой Иоанно-Богословский мужской монастырь.

Около двадцати лет он возрождался и в тот день, что мы посетили его, предстал перед нами в своей юной красе. «Великая колокольня», «храм с мощами», «усыпальница насельников», но обо всем по порядку.

Мы приехали уже к вечеру, поэтому после ужина и вечернего правила отправились по кельям для ночного отдыха перед дневными трудами.

Скоро наступило утро. Для многих из нас оно началось в 5.30, когда во всех монастырях монашеская братия творит полунощницу и далее, согласно (Типикону) Уставу. В храме темно. Где-то в впереди, неспешно читаются редкие для нашего уха слова полунощницы. Редкие свечи на подсвечниках, создают сумеречный, колеблющийся свет. Шелест подрясников. Утреннее правило идет своим чередом, продолжается утренним богослужением и Божественной Литургией. Около десяти часов монашеское правило подходит к концу. Выйдя из храма на улицу мы вновь оказываемся поражены величиной монастырской колокольни, которая поистине – «Страж монастыря», с которой, наверно, виден и Рязанский Кремль. Такое название можно дать ей за ее значительную высоту. Создается впечатление, что это выставлен в давние Древние времена дозорный, охраняющий вход в монастырь да и на всю Русскую землю.

История колокольни в годы Советской власти достойна отдельного повествования, интересного и необычного. Строители, строя эту «благовестницу богослужений» и не предполагали, что через некоторое время после постройки она станет хранилищем для горячее-смазочных материалов (ГСМ). Конечно не очень удобное, так как это «хранилище» вытянуто в высоту более чем на 50 метров, а площадь имеет сравнительно небольшую, но это не помещало руководству района устроить здесь хранилище на двух или трех уровнях. Некоторое время было все хорошо: трактора подъезжали, заправлялись, отправляясь выполнять свои сезонные работы, пока не трезвый работник не вздумал закурить в помещении, а спичка упасть в резервуар с горючим. Первой волной рабочий был выброшен в окошечко и, пролетев несколько десятков метров, упал на траву в целости и сохранности. Сегодня этот человек является прихожанином монастыря и сам рассказывает эту историю. Колокольня горела несколько дней, вся почернела и до сих пор еще можно увидеть следы горения на стенах.

Почти двадцать лет назад монастырский комплекс был передан Рязанской епархии и начались восстановительные работы после годов бесхозяйственности. В ходе строительных работ возле алтарной апсиды были обнаружены кости насельников, когда-то населявших монастырь. Что с ними делать? Игумен монастыря архимандрит Авель, подвизавшийся несколько десятилетий на Афоне, по образу захоронения на этой Святой Горе упокоенный иноков, принимает решение о перезахоронении в одном из храме-усыпальнице этих костей.

Можно сказать несколько слов, если уж зашел разговор, и об архимандрите Авеле.

По афонской традиции, любой священник, посетивший Святую Гору, может зайти в храм, не имеющий постоянного хозяина, и в любое время сослужить Божественную службу. Тут же для этих целей на царских вратах висит епитрахиль с поручами, можно найти и фелонь. Если хочешь послужить Литургию, то надо только с собой принести хлеб и вино. В храме-усыпальнице Иоанно-Богословского монастыря также на царских вратах висит епитрахиль для желающего послужить священника.

Далее насельник монастыря, проводивший экскурсию для нашей группы, ведет нас в место особое – «храм с мощами», как мы его тут же назвали между собой. Небольшой храм, где вдоль стен расставлены ковчежцы или иконы с мощевиками. Нет возможности описать все святыни, собранные здесь, привезены они со всего мира, многими трудами и заботой.

Так же трудно было собрать и монастырскую библиотеку, о которой с особой любовь говорил наш проводник. По его глазам, когда мы вошли в этот храм науки, было видно, что здесь им проводится значительная часть свободного времени – с такой любовью, пониманием библиотечного дела и знанием, он говорил. Дореволюционных изданий здесь не много, так как старая монастырская библиотека была расхищена, частично сожжена в годы Гражданской войны или просто пропала, а то, что уцелело, от богатой монастырской библиотеки, было передано в фонд государственных библиотек. Новая монастырская библиотека – динамично развивается и уже есть планы осваивать новые помещения, так как возможности этих уже исчерпаны.

Наше суточное пребывание подходит к концу. Мы благодарим руководство монастыря, нашего проводника по улицам монашеской обители и спешим дальше. Нас встречает древний город Рязань, где планируем посетить Кремль с его древнейшими храмами.

Рассказывать обо всем, что можно увидеть в этом архитектурном комплексе мы не будем – это было бы слишком продолжительно и не относится к теме нашей статьи, а расскажем только о наиболее запомнившихся святынях и памятниках.

В центре Кремля стоит Христорождественский собор, самой большой святыней которого являются покоящиеся здесь мощи свт. Василия Рязанского, с иконостасом, поражающим своей грандиозностью, массивностью, своими древними «намоленными» иконами, простотой, как кажется, манеры исполнения икон, и меж тем огромной их духовной (богословской) глубиной. Святыня собора – рака с мощами святителя располагается справа от иконостаса. По общему состоянию храма складывается впечатление, что сюда еще не успел приложить своей руки хозяйственник-настоятель.

За этим собором располагается Архангельский собор – традиционное место упокоения Рязанских Владык, где нашел свое последнее пристанище после многих трудов и до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, среди прочих достойных архипастырей, известный миссионер-проповедник священномученик архиепископ Рязанский и Муромский Мисаил.

В то время, что мы были в городе в Архангельском соборе шли интенсивные внутренние работы. Как позже стало известно, шла подготовка к приему из фондов Рязанского музея шестидесяти шести чудотворных икон, составляющих наследие епархии в дореволюционные годы и должных быть размещенными в этом храме XV века. Мы осмотрели также нынешнюю духовную семинарию, располагающуюся в древних палатах. Небольшая территория Кремля насыщена историей, но наш исследовательский азарт был угашен быстро заходящим осенним Солнцем. Группа собирается возле автобуса и мы выезжаем домой.

Устали и подъезжаем к стенам нашей духовной школы к трем часам ночи.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *