Священник Павел Овчинников,
магистр богословия, клирик Воронежской епархии.
Опыт составления биографического справочника «Выпускники Воронежской духовной семинарии 1745-2015 гг.», приуроченного к 270-летию Воронежской духовной семинарии
2015 год ознаменован празднованием 270-летия Воронежской духовной семинарии. К революции 1917 года Российская Православная Церковь подошла со стремлением к осмыслению пройденного самобытного периода семинарского и академического образования. В стенах Киевской Духовной Академии был подготовлен биографический справочник о выпускниках всех лет выпуска. Этот монументальный труд, подготовленный преподавательской корпорацией, не был издан вследствие революционных событий и первый том от «А» до «И» увидел свет только в 2014 году. Насколько нам известно, всего один экземпляр был передан в Россию и издание не скоро станет доступно исследователям. В СПбДА Алексеем Родосским был подготовлен и издан «Биографический словарь студентов» , приуроченный к 100-тию реформирования данной духовной школы. Данный труд увидел свет в 1907 году и до сего дня остается актуальным. О существовании подобных изданий в других духовных академиях нам не известно.
По благословению игум. Иннокентия (Никифоров) ректора ВПДС предпринимается труд по составлению биографического справочника выпускников Воронежской духовной семинарии (далее – ВДС) за все 270 лет ее существования.
С конца 2013 года команда исследователей, среди которых, два преподавателя семинарии, группа студентов и мирян, работает над выявление списков выпускников и их биографий. Работа ведется при научном консультировании к. ист. н. А. Н. Акиньшина. Осенью 2014 года к нашей команде присоединился крупнейший исследователь духовного образования России д. ист. н. Наталья Юрьевна Сухова. На заключительном этапе включился в работу Воронежский исследователь к. филос. н. Виктор Юрьевич Коровин.
Как известно, семинария существует с 1745 года. О систематических выпусках в период с 1745 по 1780 год на данный момент неизвестно и как свидетельствует историк П. Никольский в своем монументальном труде «История Воронежской духовной семинарии» , их не было. Были единичные воспитанники, которые заканчивали курс обучения, но это единичные. Систематическая работа семинарии началась только в 70-х годах при владыке Феофилакте (Губанове). И первый выпуск состоялся в 1780 году, с него мы и начинаем отсчет.
Издание состоит из вводной историографической статьи, списка выпускников за 270 лет с биографическими данными, списка сокращений, списка использованной литературы и, если будет позволять допустимый объем издания, сопроводительной статьи. Биографии естественно различаются полнотой информации.
С 1780 по 2015 год ВДС осуществила около 112 выпусков с количеством выпускников около 8500 человек. В списке можно встретить фамилии тех, кто учились, но выбыли из высшего и даже среднего отделения (это 4-6 классы обучения) для поступления в академии России. По Уставу духовных академий, до реформы 1869 года, по специальным распоряжениям Святейшего Синода духовные семинарии могли отправлять определенное количество лучших студентов, еще не окончивших полный курс семинарии, для обучения в духовные, медицинские или военные академии для продолжения образования в них. Это было связано с нехваткой преподавательских кадров в системе образования и других сферах жизни государства. Потом они продолжали карьеру богослова, военного или врача. Среди таких достойных воспитанников ВДС Евгений Болховитинов и многие другие достойные священнослужители и ученые, выбывший из высшего или даже среднего отделения и поступивший в академию. Поэтому в наших списках появляется отдельный пункт «Вышедшие из высшего отделения» и «Вышедшие из среднего отделения для поступления в академию».
При подготовке данной работы нами была предпринята историографическая работа с поиском источников и материалов о наших выпускниках. Первоначально нами проработаны фонды архивных хранилищ г. Воронежа: ГАВО и ГАОПИ.
В ГАВО хранятся документы, позволяющие обогатить наше издание данными клировых ведомостей за 1805 и 1911 годы шести из двенадцати уездов. Еще одним существенным дополнением к нашему исследованию служат автобиографии, написанные самими священниками в 1940-1950-х годах (ГАВО. Ф. Р-967. Оп. 3). Еще во время оккупации западной части области в храмах начались богослужения, но говорить о регулярности не приходится. После освобождения Воронежа и области от немецких войск в 1943 году, на освобожденной территории начались регулярные богослужения в 40-50 храмах епархии и по большей части священники, служившие в этих храмах, были уроженцами Воронежской области, а некоторые даже окончили ВДС. Богатство материала данного фонда является еще и то, что здесь имеются и фотокарточки духовенства. Другой фонд данного архива (Ф. 2565. Оп. 1, 2) нами основательно проработан с составлением картотеки священно-церковнослужителей, служившие в Воронежской епархии с 1920 по начало 1950 года. Данная кропотливая, систематическая работа позволяет закрыть белые пятна биографий некоторых выпускников ВДС последних предреволюционных лет.
Другой Воронежский архив, ГАОПИ ВО хранит уголовно-следственные дела репрессированного духовенства и мирян. На данный момент мы знаем значительную часть этих имен (больше 1000), а имея списки выпускников ВДС, позволяет нам сопоставить их и сделать выводы о количестве репрессированных среди выпускников и их поименный список. На данный момент доподлинно известно о трагической судьбе около пятидесяти репрессированных.
С включением в нашу команду Н. Ю. Суховой, спектр архивов значительно расширился до Московских, Казанский и конечно Киевских хранилищ, то есть по месту нахождения до 1917 г. духовных академий. Ее усилиями воссозданы биографии воронежцев после их выбытия в стены духовных академий. А таковых около 350 человек. В справках, подготовленной московским исследователем, содержатся сведения о происхождении академика, темы его научных работ в академии, если он защищал кандидатскую а затем магистерскую диссертацию, с архивной ссылкой. К сожалению эти подготовленные богословы и пастыри зачастую, а в дальнейшем предстояит выяснить куда они были определены, отправлялись не в Воронеж, а в другие регионы нашей необъятной Родины. Зачастую они умирали во время обучения в духовных академиях, так что семинарскому руководству пришлось установить специальное медицинское обследование, которое определяло в состоянии ли кандидат к поступлению и обучению в академии.
Теперь приступаем к описанию периодических изданий. Любой исследователь местной истории не должен обойти вниманием содержание Воронежских Епархиальных Ведомостей (далее – ВЕВ). И здесь, в свете нашей работы, мы находим ценные данные о выпускниках за сто лет, опубликованное в 1882-1884 годах Николаевым . Им на протяжении ряда лет публиковались списки семинаристов, иногда с данными о перемещениях и назначениях. На самом деле его работа или не сохранилась полностью или не была опубликована или не была доведена до конца, потому что списки обрываются на 1865-1866 году выпуска.
Кроме того, ВЕВ, выходящие с 1866 по 1917 гг., интересны тем, что в каждом номере отмечались изменения в местах служения духовенства и зачастую публиковались свидетельствах о смерти (некрологи). Ведомости были нами проработаны в части первых назначений по окончании семинарии, а также выбраны все некрологи.
В начале XX века историк В. В. Литвинов опубликовал часть имен воспитанников ВДС, вышедших из духовного звания в двух сборниках «Воронежская старина» №№ 9 и 12 , но и его работа нуждается в продолжение и может быть дополнена.
Выражения «выходцы из духовного звания» не несет негативного оттенка, как можно себе представить. Для многих из них перспектива остаться в духовном сословии означала будущее жалкое существование на должности чтеца или другого причетника на небольшом приходе. Выход же из духовного звания открывал возможность поступления в университет или светскую академию с возможностью занимать доходную должность на всем пространстве Российской империи. Кто-то прошел этот путь удачно и достиг успехов. К примеру, научный успех Шимкевича Федора Спиридоновича в течение десяти лет работавшего над созданием «Корнеслова».
В РГБ сохранилась полная подшивка газеты «Воронежский Вестник Церковного Единения», благодаря чему мы смогли воссоздать список студентов по состоянию на 1918 год, который будет полностью опубликован в нашем сборнике. Отметить некоторые смерти в 1917-1918 годах.
С 1919 года выходила областная газета «Воронежская коммуна», которая несколько раз меня название, но с ее страниц мы узнаем имена священников, снявших сан в 20-30-е годы.
Опубликованная краеведческая литература по истории Воронежской губернии, привлеченная нами для восполнения биографий выпускников, представлена следующими изданиями: упоминаемая «История Воронежской семинарии» Никольского, «Справочная книга для духовенства Воронежской епархии» , энциклопедии … Мы стараемся привлечь краеведческую литературу по истории храмов, монастырей, семей Воронежского края. Выбирая по крупицам разбросанные сведения о духовенстве и мирянах, учившихся в ВДС .
Особо отметим «Справочную книгу для духовенства», которая содержит сведения о 2900 (двух тысяч девятистах) священно-церковнослужителях, которая позволила дать социальный срез по состоянию на 1900 год.
Литература об участии Воронежского духовенства и семинаристов в войнах представлена несколькими работами: статья Н. И. Поликарпов (в будущем еп. Митрофана) в ВС ; «Священники, кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия (8 выпускников)» , «Воронежская книга памяти Великой Войны 1914-1918 годов» .
В процессе работы для нас было важным пробросить мостик духовного преемства между дореволюционной школой и возрожденным в 1993 г. Воронежским духовным училищем, в 1997 г. ставшим вновь духовной семинарией. Первоначально это казалось невозможным, ведь закрытие дореволюционной Воронежской духовной школы приходится на 1918 год, а возрождение произошло только в 1993 и их разделяет расстояние более чем в 75 лет. Но нам это почти удалось. Один из выявленных выпускник скончался в 1980 году, еще несколько в конце 70-х годов.
В целом можно сказать, что готовящееся исследование готовит платформу для дальнейшей работы. В процессе работы стал доступен архивный материал, дающий возможность воссоздать максимально полный список преподавательской корпорации ВДС с краткими биографиями каждого преподавателя, что будет основой следующей нашей работы по истории ВДС. Студенты могли бы брать сочинения, курсовые, дипломные работы с изысканием жизни отдельных выпускников семинарии или групп с последующим изданием своих исследований.
Требуется для углубление работы более широкое привлечение архивных материалов Воронежа, федеральных центров: Москвы и Петербурга, украинских источников: Харькова и Киева.
В работе могут быть ошибки, избежать которые на данном этапе довольно затруднительно.
Необходимо указать, что в сборнике возможны ошибки. 1. При полном совпадения имен нескольких человек (Ф.И.О.). 2. Совмещение даты рождения персоналии и, следовательно, окончания семинарии (как правило, это происходило в возрасте 20-21 года) привело нас к дальнейшим ошибочным предположениям о его биографии. 3. Имея в распоряжении картотеку служивших в епархии в период между 1915 и 1945 годами, мы не всегда располагаем годами рождений или отчествами фигурантов, что может приводить к ошибочному предположению о годе окончания семинарии. 4. В другом случае, при совпадении имени и фамилии персоналии из картотеки с единственным выпускником, то мы принимаем решение о дополнении данных о выпускнике без дополнительных материалом (год рождения, указания о получении им образования или иного). Такие предположения мы делаем, когда сочетание имени и фамилии бывает только в единственном числе.
Сведения данные по умолчанию. Начальные данные биографий взяты из списка «Выпускники ВДС 1780-1880 годов» историка Николаева, опубликованная в 1882-1884 годах (об этом говорилось выше). В таком случае никаких дополнительных указаний в круглых скобках не приводится. Когда происходит обнаружение дополнительных данных о жизни бывшего студента, как правило, в круглых скобках в конце биографии приводятся архивные источники и литература, которая послужила основание для дополнения биографии. Порядок размещения: архив, литература, периодика, опубликованные труды (об этом говорится ниже). Размещение источников, литературы и сочинений в следующем порядке. Источники приводятся в первую очередь, потом следует литература, а уже на последнем месте труды и статьи, написанные выпускником. Внутри каждой группы (источники, литература, сочинения) сортируются по алфавиту первой буквы источника. Так ВЕВ располагается перед ссылкой на книгу Павла Никольского и так далее.
Географические сокращения приведены в списках сокращений. Если уезд располагался на территории Воронежской епархии, тогда мы не пишем об этом дополнительно. Если уезд располагался на территории других епархий, то ему сопутствует и название епархий, где располагался уезд, кроме случаем наиболее часто упоминающихся, как то, Елецкий, Усманский, Лебедянский и др. Об этих сокращениях и местах нахождения уездов можно понять, обратившись к списку сокращений. Просматривая списки выпускников, становится очевидно, что большое количество студентов и выпускников было из Тамбовской, Ростовской и Орловской епархий, хотя приезжали и из Москвы, Пскова, Владимира, Сербии.
Теперь перейдем к описанию, методике составления, содержанию биографий.
Фамилии студентов приведены в том порядке, в каком они были опубликованы составителями списков, что может сказать исследователю об успеваемости воспитанника и его месте в разрядных списках . Биографии размещены в одной общей хронологической последовательности. Внутри каждой биографии данные приводятся в логике расположения: от рождения до смерти. Если известны даты рождения или смерти, то они выносятся в начало и располагаются в круглых скобках за фамилией. Если выпускник принял монашеский постриг в течение жизни, то имя в монашестве выносится перед фамилией в начало биографии. В случае, если в архивных документах или литературе были обнаружены несколько вариантов написания фамилии, имени или отчества выпускника, тогда они выносятся в начало в квадратные скобки. Информация о детях и жене, даже если они приводятся в архивных материалах или литературе не приводятся в биографии, т. к вы можете обратиться к первоисточнику и получить исчерпывающую информацию, гораздо больше той, что мы можем привести в данном издании.
Когда приводятся название бакалаврских, магистерских или докторских работ название тем приводится в том написании, что дает архивный источник, хотя это не всегда правильно исходя из современных правил написания.
Имена и отчества исправлены в следующей логике: Димитрий – Дмитрий, Иоанн – Иван, Иаков – Яков, Симеонович – Семенович.
О значении некоторых слов и выражений.
Поскольку мы использовали источники разных столетий и даже тысячелетий (второе и третье) то была выправлена стилистика выражений. И все же в некоторых случаях исправлять мы не решились в виду двойственности выражения. К примеру, «определен во священника к селу …» еще не говорит о том, что кандидат в дальнейшем был рукоположен в священный сан. Зачастую, на момент данного определения он был еще холост и ему предстояло найти спутницу жизни или договориться с вдовой или заштатным священником, проживающим в этом селе, на предмет занятия его должности или женитьбы за его дочери. А эти переговоры далеко не всегда заканчивались рукопожатием. А ведь кандидат мог и передумать и поступить в канцелярскую или светскую службу, что было значительно проще сделать.
В работе приняты сокращения и условные обозначения источников, список которых приведен в конце работы.