Воронеж Православный. Воронеж, 2010 г.

«Господи, помоги пережить находящее … «

 

Александра Васильевна Стародубцева родилась 15 апреля 1884 года, в с.Кадом, Тамбовской губернии. Родилась она слепой, и родители повезли ее в Воронеж, где по молитве у мощей свт. Митрофана Воронежского Господь даровал ей зрение, чтобы уже через много лет сама, будучи исцеленной от слепоты телесной, она открывала людям их духовные очи (исцеляла людей от слепоты духовной). А пока девушка Александра идет учиться в женскую гимназию – постигать мудрость этого мира. Но умирает отец, потом мать, и незадолго до окончания гимназии она отпрашивается у родственников отправиться на проживание в монастырь. Выбирает Знаменский-Сухотинский монастырь. К концу 19 века этот монастырь прославился в Тамбовской епархии своей иконописной мастерской и выполнением заказов частных лиц по шитью белья и вышивок на нем гладью. Чему и освоилась за 21 год проживания в монастыре молодая послушница Александра. Здесь же она принимает иноческий постриг с новым именем Агния.

За более чем 20-летнее пребывание в монастыре для нее стало обычным посещение в Оптинском монастыре старца Варсонофия, который cтановится для нее духовным отцом. Здесь же она знакомится с келейником иеромонаха Иосифа послушником Степаном Фоминым, в дальнейшем старцем Севастианом, окормлявшим множество чад со всей необъятной России.

После закрытия Знаменно-Сухотинской обители в 1919 году монастырь был преобразован в трудовую общину, которая в 1929 году была также закрыта, по настоянию администрации (Бюллетень № 7 Прокуратуры Тамбовского округа от 10.01.1929 года). По благословению своего духовника иером. Севастиана, позже старца Севастиана Карагандинского, переезжает в мало известный сельский храм в городе Новохоперске. Из этих мест была одна из монахинь, с которой матушку связывали духовные узы, – матушка Надежда. Не стоит забывать, что один из светильником Оптиной пустыни – старец Илларион, более 20 лет до 1829 года прожил в городе Новохоперске, таким образом, Козельский монастырь имеет давние связи с малым городом России – Новохоперском.

Здесь же собираются некоторые монахини из еще нескольких закрытых советской властью монастырей Новохоперского района: Казанского Таволжанского и Лысогорского Троицкого монастырей. В сложное время гонений, явных и скрытых, верующие объединяются вокруг храма и сохранивших Православие пастырей. В то время матушка Агния еще не была по величине духа той кем она станет позже, под чутким духовным руководством священноисповедника Севастиана Карагандинского. Вот что она сама пишет о своих переживаниях в эти дни: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне силы и терпение. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы… 1929 год, февраля 18 дня» {1}. Эти слова были написаны вскоре после выдворения ее из родной обители.

Подвизаясь в храме города Новохоперска по свидетельству ее духовных чад, она несла подвиг молчальничества, и, также, вместе с другими монашками, была вынуждена менять места проживания, так как на каждом новом они привлекали к себе внимание Объединенного государственного политического управления (ОГПУ). В 1930 году она проживает в Среднем Карачане, мы встречаем упоминание о нашей подвижнице в уголовно-следственном деле свщмч. Федора Богоявленского: «помню последний раз был у нее {Востриковой} с женой в июле месяце с.г. какого числа не помню, там также были монашка Агния по фамилии не знаю, черничка Брежнева Марфа» (л.д. 49). Жила она так же в Алферовке и других ближайших селах Новохоперского района.

В 1937(9) году храм под давлением властей закрывают для засыпки хлеба, и церковная община переходит на нелегальное положение. О подобном продолжении церковной деятельности свидетельствует известный церковный историк Алексей Беглов, цитируя слова известного московского священника Глеба Каледы «Храмы закрывались, но появлялись катакомбные церкви. Они были двух типов: одни не признавали местоблюстительства митрополита Сергия, а другие признавали, а сам митрополит Сергий одной рукой подписывал свои декларации, а другой рукой посвящал ставленников для подпольных храмов» {2}. Нет оснований предполагать, что Агния относилась к «непоминающиму расколу», скорее она во всем шла за своим духовным отцом, который с 1933 по 1939 год отбывал заключение в КарЛаге за антисоветскую агитацию.

В 1943 году храм вновь открывается, чтобы уже никогда не закрываться. После использования церковного здания не по назначению, требуется капитальный ремонт с частичной росписью стен. Длительное время на это не было разрешения властей, поэтому Агния, наделенная даром иконописца, берется за реставрацию отдельных икон. Ее трудами проведено восстановление иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы». Эта икона была привезена когда-то, в 1863 году, с Афона и все это время была окружена почитанием верующих. На некоторое время она была перемещена в дома благочестивых верующих, но после открытия храма возвращена на свое место в храме. Были и другие работы, известно точно, что она все время писала иконы дома, а также активно участвовала в реставрации самого храма, иногда целыми днями проводя в здании, но доподлинно о ее работах в Новохоперске не известно. Недавно стало известно, что матушка Агния принимала участие в реставрации икон воронежского Покровского храма, после его открытия в 1948 году.

Так незаметно за трудами пришел 1952 год, когда пришло письмо-приглашение от старца Севастиана, приехать в Караганду и трудится там по восстановлению Православия. Наверно, это были самые счастливые годы в жизни матушки, ведь она встретилась со своим духовным отцом, который встречал своих многочисленных духовных чад, приезжающих со всей России, она жила среди тех, кто понимал ее, занималась любимым делом – писала иконы для открывающихся храмов Караганды и даже навалившиеся болезни не могли сломить ее горячего духа. Здесь в Караганде проходят еще 14 лет ее монашеской жизни и 19 апреля 1966 года – на Радоницу, скончался отец Севастиан. Согласно воле умершего именно старица Агния (Стародубцева) принимает попечение над духовной паствой почившего.

Эти годы были трудными для нее – навалились болезни, она очень тяжело болела водянкой, много страждущих духовно приезжали со всех краем нашей Родины. В 1973 году, когда Агния чувствует себя особенно тяжело и, ощущая приходящую смерть, принимает схиму.

17 марта 1973 году умирает, предсказывая, что на ее похоронах будет 2 гроба. Действительно следом за ней умирает монахиня Фекла. Похоронена на Михайловском кладбище, на котором похоронен и ее духовный отец Севастиан (Фомин).

 

 

  1. Снопов «От рода сего»
  2. Беглов стр. 11

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *