Вестник архивиста 2013/2014

Служение управляющего Воронежской епархией в 1929-1935 гг.

 Наше особое внимание приковано, конечно, к периоду Большого террора 1937-1938 годов, но не меньший интерес представляет десятилетний период, предшествующий ему. Несмотря на большое количество литературы, написанной об истории Русской Православной Церкви в XX веке, и знания общих государственных событий этого периода, мы мало что можем сказать о событиях, происходивших в нашей области и епархии. Как происходила реализация декретов Советской власти, касающихся Церкви, какое было отношение священства к Антоновскому восстанию и изъятию ценностей, как повлиял Голодомор начала тридцатых годов на качество жизни священно и церковнослужителей Воронежской епархии. Конечно, можно было бы подробнее узнать, кроме тех сухих данных о количестве репрессированных, обстоятельства гонений на верующих в 1937-38 годах.

Надеясь дать объективную картину исторических событий, происходивших в Воронежском крае, в предстоящем 2013 году мы планируем сделать серию публикаций, основанных на архивным данных, об истории Воронежской епархии с семнадцатого по сороковые года XX века. Сейчас вашему вниманию предлагается статья, рассказывающая о служении архиепископа Захарии (Лобова) в 1929-1935 годах.

24 апреля 1929 года Временным Патриаршим Синодом при Заместителе Патриаршего местоблюстителя епископу Захарии (Лобову) определено быть правящим архиереем Воронежской и Задонской епархии с возведением в сан архиепископа. В Воронеж архиепископ Захария (Лобов) прибыл в пасхальные дни 1929 года в конце мая, а Пасха в 1929 году пришлась на 5 мая[1]. В распространенном послании архиерей обратил особое внимание на сбор пожертвований для кафедры и Патриархии. Следует отметить, что постоянное попечение о сборах на содержание кафедры и Патриархии будет красной нитью проходить во все время управления архиепископом.

Приведенное нами послание имеет несколько совершенно оригинальных черт, первое из которых – архиепископ приглашает визитеров к себе на квартиру. Из этих слов мы можем заключить, что предыдущие епископы, если и имели помещение в Воронеже, то к моменту приезда нового управляющего кафедрой оно было национализировано властью. Захария называет адрес квартиры – ул. Гомовская[2]. Это улица расположена в центре города, ныне ул. Демократии вблизи набережной Масалитинова, недалеко от Алексиево-Акатова монастыря[3]. Считается, что несколько лет в начале тридцатых годов епископ проживал при Успенском Адмиралтейском храме на набережной в домике при храме. В архивных источниках подтверждения нами не обнаружено.

Для сравнения условий работы Захарии и обновленцев, можно привести интересный факт – в 1927 году обновленцы уже имели дом для Епархиального управления, имеющий несколько комнат, где проходили регулярные собрания Синода, трудился делопроизводитель, истопник, а на улице имелась табличка[4]. В этом же доме проживал и «митрополит Воронежский».

С момента ареста, заключения под стражу и ссылку на Соловки архиепископа Петра (Зверева) кафедра была фактически вдовствующей. По сведениям М. Е. Губонина временно ей управляли Преосвященные: Нафанаил (Троицкий, 1927 год), митр. Харьковский, архиепископ Макарий (Звездов, 1928 год), Павел (Гальковский, 14 февраля 1928- март 1928)[5], еп. Егорьевский, но их управление Воронежской кафедрой было формальным. Митрополит Нафанаил управлял и без того большой Харьковской епархией, епископ Павел находился в Москве и был викарием Московского епархии. Именно в период с 1926 по конец 1928 года «алексеевский» и «обновленческий» течения на территории епархии достигли наибольшего размаха и влияния, к ним примешивалось и федоровское движение.

С момента вступления в управление епархией, характерной особенностью служения владыки стало то, что он ни с кем не делил «бремя власти». От начала и до конца единолично управлялся с епархиальными обязанностями. Об этом говорят указы, написанные его рукой и сохранившиеся в Воронежском архиве[6], в ведении делопроизводства Епархиального управления мы также встречаем руку Воронежского преосвященного, автором и исполнителем писем в официальные органы является также он[7]. Отдельного упоминания достойно то, что Захария вел активную переписку со своими священнослужителями[8]. В многочисленных письмах (более пятисот) входящей корреспонденции Воронежского епархиального управления от священнослужителей и благочинных прослеживаются фразы «в ответ на Ваше письмо, отношение», «отвечаем Вам», «спешу ответить», «взаимно поздравляю Вас» и т.д. Ни одного исходящего письма, адресованного священникам епархии, на данном момент, в нашем распоряжении нет.

Отдельного анализа достойна богослужебная деятельность архиепископа Захарии, которую можно проследить по его резолюциям на прошениях о хиротониях священнослужителей.

При изучении деятельности архиепископа Захарии мы сталкиваемся с вопросом о границах его епархии и соответственно юрисдикции. Это тема одна из самых сложных и запутанных.

Еще в то время, когда епископ Захарий был викарием Тверской епархии – в августе 1927 года, митрополит Сергий (Страгородским) Заместитель Патриаршего Местоблюстителя утвердил инструкцию о порядке распределения канонических полномочий между управляющими областными кафедрами, которые становились своего рода Центром для соседних менее крупных и значимых епархий и соседними уездными (в каком-то смысле викарными) епископами. В нашем распоряжении имеется документ от 24 августа 1927 года, определяющий границы Тамбовской епархии по которому мы можем вывести общие законы в распределении полномочий[9].

 

Но с проведением территориальной реформы спустя меньше года – 14 мая 1928 года об укрупнении областей, когда Воронежская область делает один из самых значительных своих приращений в истории и становится центром крупнейшей области Центра России – Центрально-Черноземной (в нее входили: Воронежская, Липецкая, Тамбовская, Курская и Орловская области)[10]. Складывающаяся система рушится. Что конечно негативно повлияло на систему церковного управления. Как мы видим из писем архиепископу, местные благочинные и священнослужители часто не знали к какой епархии они относятся и в какую область входят. Это касается, в первую очередь, прилегающих районов, расположенных на границах областей, упраздненных названным постановлением. Территориальные границы Центрально-Черноземной области, номинально подчиненной архиепископу Воронежскому к 1934 году, включали 84 района[11]. И перед архиепископом к моменту его приезда на кафедру встала задача управления этой огромной территорией. Мы использовали здесь слово «номинальное» указывая, что иногда формально благочиние входит в состав епархии, но фактически связи с ним не поддерживается. Примером может служить Новохоперское благочиние, которое с 1932 по 1934 года не поддерживало связи со своим правящим архиереем по «объективным обстоятельствам», как выражается благочинный прот. Роман Калачев[12].

Но вопросы о подчинении вставали не только у благочинных и священнослужителей, но и у епископов Липецка и Тамбова, двух ближайших занятых кафедр. Еще до Синодального определения от 1934 года, о котором мы будем писать ниже, во взаимоотношениях между священномучениками Захарией, Вассианом и Уаром присутствовал характер подотчетности местных архиереев Воронежу, что может показать два документа. Пишет Уар, епископ Липецкий:

«Диакон ц[еркви]. c[ела]. Лебедянских В[ыселок]. Добринского р[айо]-на 4-го Усманского благ[очиния]. округа Гр[игорий]. Ив[анович]. Богоявленский обратился ко мне с ходатайством о рукоположении его во священника к той же церкви, т[ак]. к[ак]. м[есто]. в с[еле]. Лебедянских Высел[ок]. свободно и приход давно желает иметь его своим пастырем. По своим нравственным качествам я лично считаю о[тца]. диакона достойным священства и направляю его к Вашему Высокопреосвященству»[13]. Надо отметить, что Добринский район – это Липецкая область и не был в канонической территории епископа Воронежского. Резолюция Захарии: «Рукоположить диакона Богоявленского назначается в Троицкой ц[еркви]. г[орода]. Воронежа на 2-е ноября 1929 года.»[14]. Другой документ от иеромонаха Григория (Сотникова): «… прошу Вас Владыко, освободить меня от поездки в г.Козлов к моему Владыке арх[иепископу]. Вассиану за получением увольнительной грамоты»[15]. Резолюция Захарии: «Иеромонаха Геннадия (Сотникова) назначить на священническое место к ц[еркви]. села Ново-Петровского».

Подобных документов, исходящих от архиепископа Тамбовского Вассиана (Пятницкий) нами на данный момент не обнаружено[16]. Можно предположить, что отношения между епископами менялись в период с 1929 по 1935 года в сторону большей автономии, что в первую очередь объясняется тяжелейшим положением в стране (Голодомор) и вмешательством в церковные дела со стороны НКВД.

Священный Синод Русской Православной Церкви принимает несколько запоздалое определение от 12 марта 1934 года № 14 «Положение об областных Преосвященных … п. 2. …полномочия областного архиерея предоставить Преосвященным архиереям главных городов нижеследующих областей: …5. Центрально-Черноземная область – Воронеж»[17]. Это определение только закрепляет сложившиеся в регионе отношения между епископами, но осталось действовать ему чуть больше года, до ареста Преосвященных Воронежского края. Интереснейший документ, обнаруженный в архиве, в котором еп. Уар (Шмарин) ходатайствует о своем сыне – Шмарине Николае Петровиче 1906 г.р. о назначении его на приход с.Стеньшино Грязинского благочиния в юрисдикции Архиепископа[18].

В ответ на управленческую анархию, архиепископ Захарий (Лобов) наводит порядок в каноническом управлении, для чего им заводится список приходов, ведется активная переписка с целью восстановить общение со своими приходами, укрепить их в стоянии против расколов (обновленческого, григорианского, алексеевского). Так единственный доступный документ, на данный момент наших исследований, адресованный Захарией церковной общине с. Нижний Кисляй Лосевского благочиния (ныне Бутурлиновского района и благочиния), содержит предупреждения от уклонения от Православия[19].

С некоторыми приходами и даже благочиниями, которые имели размеры целых районов (!) время от времени теряется связь, и разрыв в общении мог тянуться годами. К примеру – Новохоперское благочиние, обращаемся к письму благочинного иерея Романа Калачева от 25 мая 1934 года: «с половины 1932 года мною невольно была утрачена внешняя связь с Вашим Высокопреосвященством по независящим обстоятельствам … а теперь усерднейше прошу Ваше милостивое руководительство Новохоперским районным благочинием»[20]. В период 1926-1929 годах Новохоперск находился в григорианском расколе и только в 1931 году под руководством указанного священника приходы перешли под омофор Митрополита Сергия (Страгородского) и управление архиепископа Вассиана (Пятницкого). Но и с ним, как следует из приведенного отрывка письма, контакт был утерян. Таким образом благочиние было изолировано вплоть до мая 1934 года.

Для управления епархией нужен был список благочиний с именами благочинных и список приходов. Счастливый случай сохранил в архивном фонде Государственного архива Воронежской области дело, содержащее ценные для истории данные. Тетрадь, заполненная рукой святителя Воронежского и новомученика архиепископа Захария (Лобова), содержит наиболее полный список приходов Воронежской епархии 1932-1935 годов. Работники архива присвоили тетради наименование «Список благочиний и населенных пунктов Воронежской губернии»[21]. Присвоенное делу, состоящему из одной тетради, название не совсем отражает его первоначальное назначение. Данный список велся для контроля внесения денежных средств на содержание епархии и, возможно, учета приходов.

Ежеквартально все приходские советы должны были перечислять почтой или передавать лично в руки Захарии деньги на содержание епархиального Преосвященного и Московскую Патриархию. Естественно, для контроля над сданными средствами, в этой тетради должен был быть приведен полный список приходов и вероятно этот список должен был обновляться: добавляться новые и вычеркиваться выбывшие приходы. Что мы и видим. В начале идут наименования сорока четырех благочиний епархии[22]. Со следующей страницы в том же порядке следует список приходов. Владыкой пронумеровано триста сорок четыре прихода, еще шестьдесят девять приходов внесены автором, но не содержат номеров, а также в списке один номер повторен дважды. Итого получается четыреста четырнадцать храмов. Огромное количество, даже если исходить из возможностей современных средств связи и передвижения, а в тридцатые годы просто невозможное для сил одного слабого больного человека.

Записи в этой тетради велись с 1932 по 1935 года, о чем говорят сообщения о датах внесения денежных средств на содержание епархиальной кафедры. Некоторые села вычеркнуты красным карандашом возможно по причине из закрытия. Иногда при обозначении населенного пункта автор приводит и наименование храма.

Подводя итог написанному, хотелось бы указать на основные пункты, поднятые в данной статье. С назначением на новую кафедру епископ Захария столкнулся с расстроенным управлением и всесилием раскольников. Все время управления епархией архиепископ единолично олицетворял Православие в Воронежском крае и единолично же осуществлял административное управление. Несмотря на сложность сообщения как телеграфного, почтового так и транспортного, епископ неленостно созидал и опекал вверенную паству, для чего в Воронежской епархии им было учреждено сорок четыре благочиния, а через переписку Владыка вникал в жизнь каждого прихода и благочиния. Возможно, Владыкой были негласно предпринимаемы частные поездки по приходам и благочиниям епархии, о чем можно сделать заключение из косвенных указаний в ряде документов[23]. Результатом работы Управляющего епархией стало более четырехсот действующих приходов (мы говорим о приходе, а не храме, который к тому времени мог быть закрыт) к 1935 году, преодоление голодных лет 1932-1933 годов, а многие ссыльные священнослужители находили в епархии место для служения.

Темой следующего нашего изучения станет «Приходы и священники Воронежской епархии в 1929-1935 годах».

[1] В приветственном слове к пастве, которое было распространено 24 мая, он обратился с такими словами:

«Христос Воскресе!

Дорогие отцы, братие и все духовные чада Воронежской епархии.

Милостиею Божиею назначен я архиепископом Воронежской епархии. Усердней прошу принять меня, как архипастыря и Отца и обратиться ко мне всем сердцем и всею душею. Да будем едино, ибо в единении спасение наше и небесное и земное. Придите ко мне все страждующие душею, обиженные, обойденные, униженные и все чада Святой Церкви Божией и я приму Вас с открытым сердцем и покрою все любовью и ласкою. Двери моей квартиры всегда открыты, я всегда готов принять Вас и отдам все свое внимание и всю любовь свою. Пребудем в любви и Бог мира и любви пребудет с нами. Жду всегда Вас с распростертыми объятиями и открытым сердцем.

Предлагаю Вам объявить об этом всем церквам округа и Алексеевским (скорее всего имеется ввиду представители алексеевского раскола, который в то время был еще очень силен в области –авт.).

Также предлагается поторопиться присылкою добровольных пожертвований на содержание архиепископа и его канцелярию (не преминул напомнить епископ – авт). – См: ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 1 «Переписка с церковным советом Богоявленской церкви г. Воронежа», Лл. 77-77 об. Послание от 24 мая 1929 года № 426 адресовано благочинному протоиерею Сергию Соболеву.

[2] Наименование «Гамовская» прочно закрепилось в XIX веке и продержалось до 1962 года. Затем улице присвоили нынешнее имя: оно символизировало перемены, происходившие в стране на рубеже 50-х и 60-х годов. Улица Демократии пролегает в Центральном районе, вблизи бывшего Девичьего рынка, от набережной Массалитинова до улицы Сакко и Ванцетти (Большой Девиченской). Преобладают малоэтажные жилые дома. Частично сохранилась застройка XIX — начала XX века (дома № 30, 32, 34, 46 и другие). По материалу сайта «Воронеж антипровинциальный» URL: http://vrnplus.ru/street.php?id=84 (Дата обращения 5.09.2012).

[3] Позже из документов архива мы увидим, что в изучаемый нами период, Управляющий четыре раза менял место проживания: ул. Гомовская, ул. Щемиловская (возле Чернавского моста ), ул.  Фрунзе (Спасский храм) и последнее место проживания до ареста – пер. Комарова. Здесь он, скорее всего, и был арестован 23 мая 1935 года.

[4] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 29. Л. 54, 114 (30 сентября 1927 года).

[5] Губонин М.Е. Акты святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей Церковной власти (1917-1943 гг.). М: Издательство Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. – 919 с.; URL: http://drevo-info.ru/articles/746.html (дата обращения 5.09.2012).

[6] ГА ВО, Ф. И-2565, Оп. 1, Д. 21 «Переписка архиепископа Захария с разными лицами», Л. 124, 212; Д. 9, Л. 185 «Письмо церковно-приходскому совету с. Средний Карачан»; Л. 188 «Удостоверение»; Д. 13, Л. 366-368 «Указы».

[7] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 13, Л. 177-178 об., 226-227 об. «Письма в Культкомиссию».

[8] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп.1. Д.14, Л.8 и др.

[9] Вот некоторые выдержки из документа: «В непосредственной ведении Управляющего Тамбовской Епархией находятся уезды: Тамбовский, Козловский, Кирсановский и Борисоглебский.

  1. IV. По получении сей инструкции Преосвященные Епископы, управляющие уездами, представляют Управляющему Епархией – в возможно краткий срок … статистические данные.
  2. V. Преосвященные Епископы Шацкий, Темниковский, Моршанский и Липецкий управляют вверенными им уездами на правах полусамостоятельных Епископов» и далее Блаженнейших разъясняет какие именно полномочия имеют эти «полусамостоятельные епископы». Что представляется интересным «От производства каких-либо доброхотных сборов среди верующих на обще-епархиальные расходы Преосвященные Епископы, управляющие уездами, освобождаются».

 

[10] URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Центрально-Чернозёмная_область (дата обращения 30 августа 2012 года).

[11] Алексеевский, Алешковский, Аннинский, Архангельский, Березовский, Бобровский, Богучарский, Бондарский, Борисоглебский, Буденновский, Бутурлиновский, Вейделевский, Верхнекарачанский, Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьёвский, Воронцовский, Гремяченский, Грязинский, Давыдовский, Данковский, Добринский, Добровский, Дрязгинский, Елань-Коленовский, Елецкий, Жердевский, Задонский, Земетчинский, Землянский, Инжавинский, Калачеевский, Кантемировский, Кирсановский, Козловский (Мичуринский), Коротоякский, Краснинский, Лебедянский, Левороссошанский, Лев-Толстовский, Липецкий, Лискинский, Лосевский, Михайловский, Мордовский, Моршанский, Мучкапский, Нижнедевицкий, Никитовский, Никифоровский, Новокалитвянский, Новоусманский, Новохоперский, Ольховатский, Острогожский, Павловский, Панинский, Песковский, Петропавловский, Пичаевский, Подгоренский, Покрово-Марфинский, Ракшинский, Раненбургский, Рассказовский, Репьевский, Ржаксинский, Рождественскохавский, Ровеньский, Россошанский, Сампурский, Семилукский, Сосновский, Становлянский, Староюрьевский, Таловский, Тамбовский, Токаревский, Уваровский, Усманский, Хлевенский, Шаталовский, Шехманский и Щучинский. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Воронежская_область (дата обращения 30 августа 2012 года).

[12] ГА ВО Р-2565. Оп.1. Д.13. Л. 371-373 «Послужной список».

[13] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 2 «Переписка архиепископа Захария с разными лицами», Лл. 166-166 об.

[14] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 2 «Переписка архиепископа Захария с разными лицами», Л. 166.

[15] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 13, Л. 234 об.

[16] «Вашего Высокопреосвященства смиренный Богомолец и покорный слуга Вассиан, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский» (ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 21 «Переписка архиепископа Захария с разными лицами», Л. 131 об.); «Смиренный Богомолец и любящий о Господе сын Вассиан, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский» (Там же, Л. 186 об.); «Смиренный Богомолец и покорный слуга Вассиан, Архиепископ Тамбовский и Мичуринский» (Там же, Д. 5 «Переписка архиепископа Захария с разными лицами», Л. 180).

[17] ЖПМ в 1931-1935 годы. М: Издательский совет РПЦ, 2001. – 221 с.

[18] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д. 14. Лл. 67-67 об.

[19] «Предостерегаем Вас, что обновленчество есть самый ужасный раскол. Святейший Патриарх Тихон запретил всех обновленцев и отлучил от Церкви. Поэтому нельзя молиться вместе с обновленцами … Поэтому гоните от себя обновленческих попов, как зловредных раскольников. Дорожите чистотой и Святостью Православия, в котором Вы, по милости Божией, и находитесь. Тут только и спасетесь. Призываю на Вас и всех прихожан … Божие благословение. Архиепископ Воронежский Захарий». ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д.14. Л. 57-57об.

[20] ГА ВО Ф. Р-2565. Оп. 1. Д.13. Лл. 371-373.

[21] ГА ВО Ф. И-84. Оп. 1. Д. 1961 «Список благочиний и населенных пунктов Воронежской губернии» на 49 лл.

[22] Список дан в соответствии с авторской версией архиепископа Захарии (Лобова): Воронежское, Новоусманское, Рождество-Хавское, Лево-Россошанское, Гремяченское, Березовское, Ендовищенское, 1-е Усманское, 2-е Усманское, 3-е Усманское, Давыдовское, Алексеевское, Добринское, Гремяченское, Лискинское, Дрязгинское, Верхне-Хавское, Бобровское, Буденовское, Никитинское, Уразовское, Репьевское, Хворостянское, Землянское, Верхнее-Карачанское, Таловское, Щучинское, Паннинское, Подгоренское, Богучарское, Павловское, Верхнее-Мамонское, Петро-Павловское, Лосевское, Михайловское, Бутурлиновское, Калачеевское, Новокалитвянское, Архангельское, Новохоперское, Хлевинское, Кантемировское, Шаталовское, Нижнедевицкое.

[23] ГА ВО Ф. 2565. Оп. 1. Д. 14 Лл. 221 об, 298 об.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *