Устная история. Новохоперск, 2010 г.

МЕТОД УСТНОЙ ИСТОРИИ В ИЗУЧЕНИИ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
(на материале г. Новохоперска)

При подготовке данного исследования был проведен опрос пяти респондентов, использовались архивные источники из фондов архивов города Воронежа, исследования историков.
Сегодня, когда наша страна преодолела семидесятилетний период атеизма, в ученых кругах вновь проснулся интерес к всестороннему изучению процессов развития религиозной жизни в Новейший период.
Средством в познании истории для историка является документ. В архивных документах можно найти интересные факты, касающиеся различных этапов развития церковно-государственных отношений изучаемого нами периода времени. Однако практически не исследованным остаются свидетельства тех людей, которые были участниками (даже косвенными) тех событий. Здесь метод устной истории и может помочь выявить ранее нераскрытые пласты повседневной религиозности и обрядности, то что человек воспринимал при смене эпох и поколений. Возможно, то, что дошло до нас в виде устной истории по определению всегда будут отличаться от информации, содержащейся в официальных документах (пусть и церковных архивов).
В проведенном нами исследовании в 2009-2011-х гг. были опрошены старожилы города и прихожане Воскресенского храма г. Новохоперска. Перед опросом была сделана выборка респондента, посещавшего храм как можно с более ранних лет. В каждом конкретном случае вопросы задавались не по опроснику, а формировались в контексте разговора, то есть по методу гибкого метода интервьюирования.
В городе Новохоперске до революции действовало четыре церкви: Крестовоздвиженский и Воскресенский соборы, Троицкий и Успенский храмы, а также две часовни: возле Троицкого храма в честь избавления государя-императора от смерти в 1888 году и на склоне горы «Казачка». В пригороде также были несколько церквей. Эти данные мы черпаем из статистических сведений, к примеру, «Памятные книжки Воронежской области» разных лет издания.
Кроме архивных сведений разной степени полноты о приходской жизни этих храмов с момента основания, мы мало что можем сказать об их повседневной истории. На многие вопросы об истории постройки культового сооружения, существования его во времени у современных исследователей нет ответов. Каковы были религиозные взгляды прихожан, как они верили и выражали свою религиозность в быту и в повседневном общении.
Полученную нами информацию мы распределили по четырем разделам.
1) о закрытии церквей
В поселке, который ранее носил название «Кочерга», а сегодня называется пос. Новохоперский и составляет один населенный пункт с городом, на сельском кладбище находился Вознесенский храм. Он был закрыт в начале 1937 года не по желанию верующих или жителей села, как было во многих других населенных пунктах страны, а в результате оперативных действий ОГПУ. Когда верующие отказались закрыть храм и более того готовы были оказать вооруженное сопротивление «органам», последние пошли на хитрость. Для переговоров был приглашен актив из прихожан храма в лице священника и нескольких мирян. Инициативную группу арестовали и выслали. Верующие потеряли своего священника-молитвенника, верных друзей и конечно храм. Вскоре после этих событий храм был разрушен.
На наш вопрос о разрушении Успенского храма на городском кладбище не один респондент не смог дать ответа. Все помнят его существующим и готовы описать храм, но момент разрушения или примерную дату закрытия, указать затруднились.
Троицкий храм практически не оставил следа в людском сознании. Даже не смотря на то, что один из респондентов принял в нем Таинство Крещения (И.В. Кулиниченко), он также не смог ничего добавить о закрытии сооружения.
Крестовоздвиженский собор по массовым воспоминаниям горожан был одним из последних закрытых в городе храмов.
Воскресенский собор, который только в восьмидесятые годы XX века был переименован в храм, по общему мнению горожан и старожил города не закрывался. При этом исторической науки достоверно известно, что он был закрыт по меньшей мере дважды: ранее мая 1930 года и около 1938-1939 года с арестом и расстрелом последнего настоятеля. По всей видимости незыблемость Православия и его надмирное существование было перенесено в мыслях людей и на это культовое сооружение. И как первое будет существовать вечно, так и второе, то есть храм, не могло быть попрано.
2) о судьбе произведений церковного искусства
Как вы понимаете храм – это в первую очередь место молитвы, но также и место, куда люди на протяжении столетий жертвовали личные денежные средства и украшения для процветания Дома Божия. Поэтому к началу XX века в храмах было собрано много ценных предметов. Октябрьская революция изменила ситуацию в корне и по декрету от 23.02.1922 года «О порядке изъятия церковных ценностей» все ценные предметы были изъяты из храмов для их реализации на международных рынках, а вырученные средства пошли на закупку провианта для голодных. Однако верующими отдельные предметы культа были сокрыты (спрятаны) от советских органов. Судьба этих вещей после 1922 года может представлять тему для отдельного исследования.
Крестовоздвиженский храм-собор – древнейшее сооружение города, которое лишь частично перестраивалось и достраивалось в XIX веке. По рассказу Сергея Сергеевича Чернова в послереволюционные годы этот храм варварски разграбили, солдаты разбивали и стреляли в иконы, следы чего мы можем видеть и сегодня на сохранившихся фресках. В куполе было изображение Бога Саваофа «Старик, благословляющий двумя руками; и херувимы в куполе храма». На куполе была система водоотвода, поэтому, никогда не было проблем отводом воды из купольной части. Сегодня ввиду того, что купол обрушился, эта система оказалась утрачена. Крест, предмет гордости верующих этого храма, по преданиям, выкован самим основателем города – Петром первым, был снят около 1984-1986-х годов. Судьба его долгое время оставалась неизвестной. Но, благодаря исследованию одного их устных преданий, удалось выяснить, что на протяжении десятилетия крест находился в ремонтной мастерской вагонного депо. Потом этот крест выкуплен некими лицами, проживающими в с. Варварино, Новохоперского района. Там он был установлен на одну из могил, где похоронен родственник этих «покупателей». По словам жителей села, эта заинтересованная сторона относит себя к расколу «непоминающих», которые с 1927 года никак не поддерживают общения со священноначалием Русской Православной Церкви, считая его безблагодатным.

3) о погостах в церковной ограде
Успенская церковь – «обетная» церковь, построенная в память об умершем сыне, наименее сохранившееся в сознании населения культовое здание, построена на въезде в город, на центральном кладбище. Архивные источники сообщают нам, что 8 апреля 1929 года храм был изъят из ведения верующих и передан в пользование государственных органов . По рассказу Ираиды Васильевны Кулиниченко , она помнит храм в тридцатых годах, когда ей было около десяти лет и тогда он уже не действовал. На тот момент он был белого цвета и тогда же был разрушен, по словам того же респондента. Вокруг храма находились «необыкновенно красивые склепы» и «ангелы из белого мрамора», – рассказывает нам Ираида. По ее словам, ангелов сбросили вниз с горы, на которой находится кладбище. А потом она уже и не помнит, чтобы где-то их видела. Сегодня под этой горой находится стихийная свалка.
Погост был также и возле Крестовоздвиженского собора. Сегодня по этому кладбище проходит дорога, и стоят жилые дома. Кладбище возле Воскресенского храма было большей частью застроено и сохранилась малая часть возле алтарной апсиды, остались захоронения нескольких священнослужителей, строителей и жертвователей храма.
4) о приходской жизни
При изучении данного пункта нами были синтезированы сведения, полученные из документальных источников и метода устного опроса.
Мирное существование прихода Воскресенского храма было прервано Октябрьской революцией и последующими декретами о фактическом запрещении деятельности церкви. Сначала штат священников и церковнослужителей уменьшился с трех человек до двух. А затем в ходе кампании 1922 года по реквизиции церковных ценностей многие предметы культа и частные пожертвования прихожан были изъяты в фонд голодающих. Поддерживаемый в эти годы советской властью раскол, получивший название обновленческого, также заметно ослабил приход Воскресенского собора.
В 1939 году Воскресенский Собор, который к тому времени уже потерял свое благолепие и блеск куполов, был приспособлен под зерновой склад. Но нельзя сказать, что духовная жизнь в нашем районе совсем замирает: с закрытием последнего храма она перемещается в подполье – «катакомбы». По заключениям историков, в нашем районном центре функционировало два нелегальных прихода.
Напоминаю, что по словам респондентов храм закрыт не был.
Трагична судьба последнего настоятеля храма, протоиерея Федора Федоровича Балабанова, который 10 октября 1937 года был расстрелян по приговору Особой Тройки НКВД по обвинению в антисоветской деятельность и в частности религиозной пропаганде среди детей .
В годы Великой Отечественной войны (с 1943 года) наступило некоторое улучшение отношений государственной власти с церковью. Со стороны Райисполкома была сделана уступка верующим, и после четырех лет запустения соборный храм в г. Новохоперске был вновь открыт для прихожан . Однако длительное время местное руководство запрещало производить какие-либо ремонтные работы и даже просто «латать дыры» в крыше. Наконец, когда согласие последовало, то материалы пришлось закупать по очень высоким ценам. Сметы, порой, доходили до сотен тысяч рублей, а расценки на инвентарь в несколько раз превышали рыночные.
В 1956-1960-х годы усердием настоятеля протоиерея Константина Белякова удалось восстановить штукатурку внутри, частично расписать колонны и стены в главном приделе, отреставрировать иконы над дверями храма (с западной, северной и южной стороны), а также икону в главном куполе – «Господь Саваоф».
В эти же годы была восстановлена наружная штукатурка храма и колокольни (с побелкой известью), вновь перекрыта кровля, произведена покраска храма и всех хозяйственных построек в ограде, с левой стороны от храмового комплекса построен приходской дом .
60-е годы для Православной церкви стали годами преследований. В 1961 году собор отрезали от электроснабжения, поэтому помещение пришлось освещать свечами и керосином и только в 1964 году удалось купить дизель-генератор для освещения. Усиливается давление властей на священно- и церковнослужителей – шел период тихих гонений, когда не было расстрелов, но усилилась антирелигиозная пропаганда. Священнослужителей лишали прописки, заставляли отказываться от священного сана, а храмы опять начали закрывать.
Ираида Васильевна рассказывает, что в детские годы, когда бабушка или родители приводили ее в этот храм для молитвы, то она сидела у южных ворот храма, что выходят на музыкальную школу, учила уроки и наблюдала за прохожими. Да и в другое время часто забегала в храм, сидела на том же месте.
Священник Александр служивший в этом храме, ходил по улице в повседневном священнической одежде – подряснике, тем самым показывая свою принадлежность к Церкви Христовой. Этот же священник, имея педагогической образование, преподавал русский язык в одной из школ города и, сохраняя сан, совмещал преподавание со служением в храме.
По воспоминаниям К. М. Ковредовой в церковном хоре, у каждого поющего был отдельный металлический пюпитр – стойка, на которую кладутся ноты. Обычный состав хора (стояли они справа от иконостаса) – семь человек, которые располагались вокруг регента. По рассказам прихожан, в Воскресенском храме всегда был хор, состоящий из профессиональных исполнителей. Косвенное подтверждение этому можно найти в большом количестве нот, сохранившихся до наших дней в церковном архиве.
Ежегодный вынос Плащаницы в Пятницу Великого поста – переживание смерти Спасителя Иисуса Христа – момент величайшего горя для христианина. К. М. Ковредова помнит, что когда мама водила ее в храм, Плащаницу ставили на возвышение и, чтобы к ней приложиться, надо было подняться на три ступеньки . Еще мама ее учила: «партия, комсомол – это все работа, а ты оставайся христианкой».
В ходе нашей исследовательской работы выяснилась судьба креста с купола Крестовоздвиженского собора, появились сведения об «обетной» Успенской церкви, а также повседневной жизни прихода Воскресенского храма.
Настоящее сообщение — это только первый шаг к изучению церковной жизни епархии, что может стать особенно актуальным в свете празднования в этом году 330-летия основания Воронежской епархии в 1681-1682 годах. Применение метода устной истории к изучению религиозной жизни в советский период поможет сохранить условия религиозного быта верующих, сохранность в народе обрядов, складывающихся столетиями, и выявление новых исторических обстоятельств. Кроме того можно однозначно сказать, что применяемый нами способ получения новой информации может качественно дополнить знания, полученные из учебных пособий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *