Образ жизни. Воронеж, 2014 г.

Участие духовенства Воронежской епархии в первый год Великой Войны 1914-1917 годов. Выпускники Воронежской семинарии разных лет, ставшие кавалерами Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

 

Великая Война началась 28 июля 1914 года через месяц со дня убийства в Сербии эрцгерцога Франца Фердинанда, в этот день Австро-Венгрия объявила войну Сербии, что повлекло за собой мобилизацию войсковых соединений крупнейших держав мира. Российская империя вступила в войну на стороне Антанты (Франция, Великобритания, Россия) против Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария) 30 июля, свидетельством чего стало объявление всеобщей мобилизации[1].

Со стороны духовного ведомства – Святейшего Синода Российской Православной Церкви последовало распоряжение о служении во всех церквях империи молебнов о даровании победы русскому оружию и начале сбора средств для помощи войнам[2]. Воронежская Консистория приняла самое деятельное участие в помощи воюющей стране. Во-первых, это молитвенное ходатайство, выразившееся в служении духовенством епархии молебном и чтении особых прошения на Божественной Литургии, а во-вторых, в начале августа начались сборы в церквях епархии на нужды пострадавших на войне нижних чинов и их семьям[3].

Первые дни начала войны, Воронеж встретил мероприятиями, направленными на поднятие патриотического духа. «22-го июля[4] на Митрофановской площади[5], по инициативе городского головы г[осподина]. Алисова, было отслужено торжественное молебствие о даровании победы русскому оружию в начавшейся двусторонней войне России с Австрией и Германией. Перед молебствием, в соборе Митрофановского монастыря, по случаю царского дня, было торжественное архиерейское богослужение, а затем монашествующие и белое духовенство, предшествуемое хоругвями, иконами и сопровождаемое представителями администрации и общественных учреждений, бывших на богослужении в соборе, двинулись на площадь перед монастырем.

На исходе первого часа дня, войска, бывшие на молебствии, возвращались с музыкой, предшествуемые большой толпой народа. Впереди несли несколько больших русских трехцветных флага.

Дойдя до конца Дворянской[6], группа с флагами повернула обратно и затем, уже с царским портретом и пением гимна, окруженная густой массой народа, вновь прошла по улице.

По сторонам манифестантов ехали конные стражники.

До окончания молебствия все магазины были заперты.

Во время прохождения по улице, процессия останавливалась около дома губернатора, где с балкона начальник губернии провозгласил ура Государю Императору и русскому войску, затем у Петровского сквера, где была провозглашена вечная память основателю русского флота, у часовни семинарии и т.д. Некоторые из демонстрантов выступали с краткими речами»[7].

Значимым событием и воодушевление для всех жителей губернии в эти дни испытаний, стало посещение города Воронежа Царской семьей 6 декабря 1914 года в день памяти свт. Митрофана Воронежского. Во время посещения города, помимо государственных визитов, Царственная Чета посетила четыре лазарета[8], среди которых были также епархиальный и монастырские, которые были открыт старанием духовенства и монашествующих. В ходе визита Государыня изволила расспрашивать каждого война о военной части, в которой тот нес службу, боях, в которых он участвовал и семье. При этом Государыня лично надевала на каждого война образок св. Николая, а Государь наградил некоторых воинов медалями на Георгиевской ленте, которых было вручено: в епархиальном госпитале – 5 медалей, в монастырском – 9. В ходе посещения города они посетили городские лазареты для воинов.

Спустя несколько месяцев ведения войны, в начале ноября 1914 года в Синодальной Типографии было напечатано 500.000 экз. Нового Завета в удобном карманном формате для воинов, из них 200.000 были распространены бесплатно, а остальные продавались по сниженной цене. Несколько тысяч экземпляров попали в Воронежскую епархию. Помимо этого были напечатаны специальные краткие молитвословы для воинов и мирян, для рассылки в действующую армию.

Свое служение несли и матушки духовенства[9]. К примеру, в городе Новохоперске, являющегося уездным центром, после начала войны было организовано общество Красного Креста, которое действовало на территории Российской Империи под патронажем Императрицы Александры Романовой. Дамы, входящие в общество, среди которых была супруги знатных лиц города и духовенства, открыли на свои средства лазарет и готовили посылки для отправки в действующую армию. Под неусыпным контролем жены протоиерея Веры Яковлевны Родионовой, организован лазарет на 30 коек, который стараниями женщин был полностью оборудован всем необходимым для помощи больным. Большой дом напротив Троицкого храма для ухода за ранеными во временное пользование предоставил купец Степанов. Женщины заботились не только о физическом благополучии и восстановлении воинов для того, чтобы они могли вернуться на поле боя для продолжения защиты Родины, но и согревали раненых теплым словом и поддержкой. Помещения лазарета были наполнены разными мелкими вещами, который так хорошо создают уют и ощущение дома: близость храма давала возможность посещать богослужения, теплая и мягкая одежда для больных, горячий самовар на столе, вкусная еда, убранство комнат, обходительные санитары и врачи. Возможно, что эти солдатики, еще недавно призванные из своих деревень и дома-то не видели такого обхождения, а теперь находясь на излечении в этих благоприятных условиях, могли на короткий миг забыть все свои невзгоды и тяготы и сосредоточиться на выздоровлении для скорейшего возвращения в строй.

Конечно, забота Церкви касалась не только душ своих подопечных. Ведь, когда оказываешься в госпитале с ранением, в первую очередь надо получить медицинскую помощь. Для этого были созданы многочисленные лазареты, больницы и госпитали, как на уровне Синода, так и на уровне епархий, содержащиеся на церковные средства и пожертвования прихожан.

В Новохоперском уезде, деятельную помощь, оказывали и монастыри, расположенные на территории уезда: Троицкий Лысогорский (ныне Новохоперский район, разрушен) и Казанский Таволжанский (ныне Грибановский район, разрушен). Насельницы этих монастырей шили теплые жилетки для воинов, а из Казанского Таволжанского монастыря были приглашены в Новохоперск четыре монахини для ухода за раненными воинами.

В первые же дни войны, в Воронеже на средства епархиального духовенства был организован лазарет, а в ноябре этого же года был расширен из-за увеличивающегося притока раненых. «В двух этажах гостиницы, обращенной в лазарет, находится 28 номеров различной величины, из которых в 22-х расставлено 110 коек для раненных, от 4-х до 7-ми коек в номере, а шесть отдельных номеров назначены для врачей, надзирательницы, фельдшериц, сестер милосердия, санитаров и перевязочной комнаты»[10].

21 ноября состоялось освящение лазарета при Пятницкой церкви г. Воронежа, который был создан трудами настоятеля священника Всеволода Соболева. 7 августа начал свою деятельность приходской Попечительский Совет при Николаевском Соборе города Боброва.

Городское и сельское духовенство вместе с семьями несло послушание по сбору и отправке посылок в действующую армию.

Вести с театра военных действий приходили в Воронежские семьи каждый день не только через телеграммы и заметки в газетах. Систематически духовенство и их семьи получали письма с фронта от друзей, оказавшихся на фронте боевых действий или уроженцев села – их недавних прихожан. Так в октябре местный священник сл. Лизиновка Острогожского уезда получил посылку из г. Ковно (Литва) с письмом от воинов, призванных по мобилизации из этой слободы и готовящихся в те дни к выступлению на боевую линию. К письму была приложена икона свт. Николая, как дар в местный храм, которая по их просьбе и была там размещена.

Особенно трогательно читать строки писем, написанных рукой верующих солдат[11]. В письме известному Воронежскому протоиерею Стефану Звереву, считающемуся основателем Воронежского краеведского музея, солдат, бывший его ученик по кадетскому или семинарскому классу, пишет: «здесь на войне, чувствуя опасность, читаю молитву. Я чувствую под собой крепкий фундамент, который не разваливается, и этот фундамент создали Вы. Часто вспоминаются Ваши часовые беседы, которые начинались и кончались молитвой. Помню, как Вы старались, пользуясь этим маленьким временем, бросить доброе семя, дабы оно взошло в доброй почве, а не засохло… Скажу про себя, что брошенное Вами семя взошло, и я, часто взывая к Небесному Отцу, получаю облегчение, чувствуя крепость и устойчивость, и всему этому я обязан только Вам … Мне не страшен жизненный путь. С верой в Бога, я сумею быть победителем. Здесь среди ада, среди крови, среди людской вражды, я особенно вспоминал Вас и приношу искреннюю благодарность своему дорогому учителю»[12].

Духовенство, призванное на театр военных действия для заботы о духовном состоянии служащих, не оставалось в стороне от боевых действий, зачастую идя в атаку вместе со своими отрядами, оказываясь на передовой. Иногда и гибли вместе с воинской частью. Хотелось бы назвать некоторые бессмертные имена тех выпускников Воронежской Духовной семинарии, которые со Святым Крестом, а не ружьем, защищали свою Отчизну. Некоторые из них навсегда останутся в истории, как кавалеры Императорского Военного Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Они, поднимаясь в атаку, шли на врага, увлекая за собой солдатов, имея своим основание только Господа Иисуса Христа, который призвал нас к жертвенной любви. Нужно сказать несколько слов об их служении и подвигах.

Священник Иоанн Алексеевич Покровский, по окончании Воронежской семинарии, с 1888 года служит диаконом, а потом священником на приходах епархии. С 1894 года переходит в ведение Военного и Морского протопресвитера и несет службу в различных частях и кораблям Русской армии. К 1917 году занимал ответственную должность главного священника всего Северного фронта. За свою военную биографию не раз он бывал на полях сражения, в ходе одного из них «13, 14 и 17 августа 1904 года находился в передовой линии, воодушевлял нижних чинов и под огнем неприятельской шрапнели хоронил умирающих»[13] за что был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (украшенный драгоценными камнями). Позже последовали и другие церковные награды. Следы этого человека прерываются после революционных событий 1917 года и на данный момент ни места, ни времени смерти мы не знаем.

Священник Митрофан Васильевич Сребрянский (в монашестве Сергий), прославлен в лике святых на Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году, как преподобноисповедник. В 1892 году окончил Воронежскую семинарию, после чего начал свое священническое служение. В течение ряда лет нес послушание священника в военной среде под руководством протопресвитера Военного и Морского духовенства. В ходе военных действий 1905 года, неустанно посещая передовые части и даже оставаясь в окружении, окормлял военных лиц. За что и был удостоен высокой награды – наперсного креста на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества и ордена святой Анны 2-й степени с мечами. Вот несколько слов из рапорта о представлении к награде «находясь неотлучно при полку, неоднократно подвергаясь ружейному и артиллерийскому огню неприятеля, своим спокойствием и неустрашимостью служил примером для всего полка»[14]. После Великой войны был неоднократно подвержен судебному преследованию со стороны новой Советской власти и претерпел несколько ссылок. Окончил свои дни 5 апреля 1948 года в селе Тресоруково Тверской области.

Священник Иоанн Митрофанович Проскуряков, родился в Воронежской области и по окончании духовной семинарии принимает священный сан. С 1894 года перешел на службу к Военному протопресвитеру и вскоре оказывается на театре военных действий в Манчжурии. В ходе кровопролитной битвы при Мукдене (Манчжурия), в ходе которой русские войска потерпели поражение, он оказался в окружении вместе с обозом раненых и медицинским персоналом, который был оставлен отступающей армией. Попав в плен, священник смог сохранить Святые Дары, антиминс и богослужебные предметы. Через несколько дней, японцы отпустили пленников, вместе с о. Иоанном. Но при возвращении возникла другая проблема, как бы не попасть под удар русской артиллерии и только казачий разъезд спас положение, и все благополучно закончилось. После войны 12 июля 1907 года был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества[15]. К сожалению и его места и время смерти нам также остается неизвестно до сих пор.

Священник Тихон Павлович Попов, по окончании Воронежской семинарии некоторое время служил надзирателем в Воронежском духовном училище. С 1887 года приходской священник, а с 1890 года поступил на службу в ведомство протопресвитера Военного и Морского Духовенства. Сменив несколько приходов и неся послушание вдали от родным мест, в 1905 году был назначен в храм св. вмч. Пантелеимона находящегося на территории Воронежского дисциплинарного батальона, расквартированного в пос. Придача (ныне Воронежский Военный Авиационный Инженерный Институт). Его назначение пришлось на сложные годы, когда по всей стране проходили забастовки и революционные нестроения. В дисциплинарном батальоне, в котором служил о. Тихон было тоже неспокойно. Беспорядки и волнения среди рядового состава и заключенных привели к военным стычкам на территории части и, к великому сожалению, храм был сожжен (церковь была восстановлена только в 1911 году). В ходе беспорядков поведение священника были образцовым, поэтому 18 мая 1906 года по ходатайству военного протопресвитера он был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода «за самоотверженное исполнение пастырского долга во время восстания заключенных, бывшего 18 ноября 1905 года»[16].  После этих событий он продолжал служить в этом ведомстве и за участие в военных действиях Первой Мировой Войны в октябре 1915 года был награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества. Место и время смерти неизвестно.

Священник Иоанн Симеонович Федоров[17]. Из Воронежских священников, кавалеров ордена св. вмч. Георгия, он единственных, кто удостоился этой награды сражаясь за освобождение России от большевиков – в 1919 году, от Временного Высшего Церковного Управления на Юге России. С конца 1920 года находился в эмиграции в Сербии. Здесь он служил законоучителем, окормлял раненных в госпиталях. Состоял в юрисдикции РПЦЗ и скончался в 1940 году в г. Бела Црква (Сербия).

 

 

Литература:

  1. Воронежские Епархиальные Ведомости. 1914. № 29, 44.
  2. Воронежские Епархиальные Ведомости. 1915. № 6, 9.
  3. Всепоподданнический отчет Обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг.: Синодальная типография, 1916. С. 442.
  4. Дневниковые записи Великих княжон Ольги, Марии, Татьяны, Анастасии и их письма к отцу Императору Николаю II 1914-1916 года. URL: http://emalkrest.narod.ru/txt/det14.htm (23.02.2014).
  5. История и культура России. URL: http://istorus.ru/rossiyskaya-imperiya/173-nachalo-pervoy-mirovoy-voyny-istoriya-diplomatii.html (21.02.2014).
  6. Капков К. Г. Священники кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученики и Победоносца Георгия. М.-Белгород: Летопись, 2012. С. 868.

[1] История и культура России. URL: http://istorus.ru/rossiyskaya-imperiya/173-nachalo-pervoy-mirovoy-voyny-istoriya-diplomatii.html (дата обращения 1.02.2014, 1 файл).

[2] Всепоподданнический отчет Обер-прокурора Святейшаго Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг.: Синодальная типография, 1916. С. 14-15.

[3] Воронежские Епархиальные Ведомости. 1914. № 29.

[4] В газете особо не обговаривается по новому или старому стилю приведена дата, но исходя из того, что война началась 28 июля, а в статье торжественный молебен отслужен 22 числа, можно предположить, что речь идет о старом стиле.

[5] Ныне Университетская площадь.

[6] Ныне проспект Революции.

[7] Торжественное молебствие. // Дон. Воронеж. 1914. – № 159. – 23 июля [среда]. –  С.3.

[8] Дневниковые записи Великих княжон Ольги, Марии, Татьяны, Анастасии и их письма к отцу Императору Николаю II 1914-1916 года. URL: http://emalkrest.narod.ru/txt/det14.htm (23.02.2014).

[9] Воронежские Епархиальные Ведомости. 1915. № 6. С. 159-163.

[10] Воронежские Епархиальные Ведомости. 1914. № 44. С. 1168.

[11] Воронежские Епархиальные Ведомости. 1915. № 9. С. 236-239.

[12] Воронежские Епархиальные Ведомости. 1915. № 9. С. 242.

[13] Цит. по: Капков К. Г. Священники кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученики и Победоносца Георгия. М.-Белгород: Летопись, 2012. С. 324-325.

[14] Цит. по: Капков К. Г. Священники … с. 332-333. Чит.: Там же, с. 640-643.

[15] Там же, с. 361-362.

[16] Там же, с. 417.

[17] Там же, с. 481.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *