[Новохоперские] Вести. 2010 г.

Место занимаемое Алферовкой, когда-то принадлежало Шемякино, затем перешло из в руки и на данный момент принадлежит кн.Долгорукому. Здесь находится центр его имения: винокурня, мастерские, школа.

Гора, имеющая вид усеченного конуса, примыкает к северо-восточной части слободы. Гора «Сиянь», так ее называет народ, с восточной стороны от подножия горы простирается безграничное лесное пространство, у юго-западного подножия слободы Алферовка. На восточном склоне Сиянии, в глубине чащи лесной растет древний, могучий, в свое время раскидистый и величавый, а теперь от времени одряхлевший и сгорбленный, обхвата в три толщиной, дуб. Около дуба компличка (часовня) и кругом небольшая площадка. Это глухое место с благоговение охраняется жителями и сюда ежегодно в день Вознесения Господня совершаются торжественные крестные ходы со всевозможной церемониальностью. По преданию, свято хранимому жителями слободы, здесь погребено тело затворника Елевферия. И вот на месте сем ежегодно совершаются панихиды, устраиваются обеды для духовенства и обильные угощения для приходящих. Масса богомольцев в лесу, пылающие костры, ряды горящих свеч, пение – вся это обстановка кладет особую печать таинственности, особенно для нового посетителя.

Вот что рассказывал ветеран сл. Алферовка. Когда-то давно, даже не за памятью наших отцов и дедов, на том месте, где теперь слобода Алферовка, был дремучий лес. Люди здесь жили, как звери враздробь, разобщены. Сиянь была безлюдна. Это место избрал для своей подвижнической жизни благочестивый муж Елевферий. Подвизался он в совершенном уединении. Если забредет к нему зверь, дав поесть, ласково выпроваживал гостя и звери беспрекословно подчинялись мановению святого подвижника. Если же приходил человек, то Елевферий уходил в пещеру и прибывал там в молитве, пока его не оставляли в покое.

Сколько жил он так тайно, не известно.

Люди же населяли эти дебри, размножались, собирались для совместной жизни. Образовался на этом месте небольшой хуторок. Елевферия никто не видел, да и не стремились видеть, так как уважали жизнь подвижника. Версты в полторы от пещеры Елевферия хуторяне проложили дорогу к реке, к дорожке примыкала и тропинка, которая шла от пещеры Елевферия.

Будучи, вероятно, стар и слаб, пахать или обрабатывать землю, Елевферий зарабатывал себе пропитание плетением корзин и деланием деревянных крестиков. Сплетет корзину и ночью положит ее с крестиком на дорогу. Прохожие возьмут и хлеба положат. Долго так питался Елевферий-старец и народ считал его покровителем, хотя никому не удавалось его видеть. Но вот прошли дни и недели, а корзин не на обычном месте. Умер. Пришедшие к пещере ничего не нашли, кроме свежей земли, насыпанной около того дуба. Помолились, устроили компличку (часовню) и с того времени могила эта стала служить местом ежегодной общественной молитвы, а хутор стали называть в память затворника старца Елевферия – Елевфериевкою, или на манер малороссийского жаргона Алферовкою.

С течением времени алферовцы устроили храм во имя Николая Чудотворца (1784), впоследствии сгоревший, новый построен в 1787 году, он существует и по ныне. В церковном архиве хранятся приказы времен императрицы Анны Иоанновны, адресованные в старую церковь Алферовскою.

 

Долгополов И., свящ. Алферовка // Воронежские епархиальные ведомости. 1891. С. 506-510.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *