Церковный календарь. Воронеж, 2015 г.

Священномученик Захария (Лобов) архиепископ Воронежский и Задонский (в миру, Захар Петрович) родился 23 марта 1865 года в селе Петровка Павловского уезда Воронежской губернии в семье служащего Петра Прокофьевича Лобова. Как и прочие дети духовенства того времени после получения начального образования, будущий священномученик поступил в Духовное училище в городе Павловске Воронежской губернии. Успешно завершив обучение в училище, будущий Воронежский архипастырь столь же успешно продолжил свое образование в Донской Духовной семинарии в Новочеркасске, которую окончил по первому разряду среди лучших учеников.

В год окончания духовной школы он женится на Александре Андреевне. И в этом же году принимает рукоположение в священный сан через возложение рук архиепископа Донского и Новочеркасского Макария (Миролюбова). Сам Захария Лобов пишет в анкете перед рукоположением «по искреннему желанию послужить народу в духовном сане». В течение длительного времени он несет пастырское служение на небольших сельских приходах. За десять лет служения в городе Александровск-Грушевске у него родилось шестеро детей (Гавриил – 25 марта 1890 г., Прокопий (Прокофий) – 24 февраля 1892 г., Алексей – 12 февраля 1894 г., Симеон – 24 мая 1895 г., Вера – 13 сентября 1896 г., и Арсений – 19 января 1899 г.). Помимо священнического служения, отец Захария уделял большое внимание педагогической, общественной, административной деятельности на благо Церкви и людей. Преподавал Закон Божий во многих учебных заведениях, в течение пяти лет исполнял должность духовного следователя в благочинии, состоял председателем попечительского совета по постройке новой соборной церкви в растущем шахтерском городе Александровск-Грушевское.

16 мая 1900 года иерей Захария Лобов подал прошение на перевод в Новочеркасск ради лучшего образования детей. Уже здесь 29 июня 1900 года рождается последний их ребенок, которую нарекают именем Ольга.

В Новочеркасске прошлые труды священника были замечены. Следует череда назначений: сначала заведующим и преподавателем Закона Божия в Михайловской женской школе г. Новочеркасска, затем по определению Священного Синода становится сначала сверхштатным, а с 1903 года штатным членом Донской Духовной Консистории. Одновременно с этим – 25 июля 1903 года, переводится на должность ключаря Новочеркасского Кафедрального Вознесенского Войскового собора. 6 мая 1901 г. священник Захария награжден камилавкой, а 6 мая 1904 г. – золотым наперсным крестом подаваемого по определению Священного Синода, 11 мая 1906 году Архиепископом Афанасием он был возведен в сан протоиерея. В Новочеркасске он продолжил и активизировал свою педагогическую деятельность, проявляя и искреннее стремление к церковному проповедничеству, одновременно избегая высоких должностей.

Отдельного упоминания достоин храм, в который прот. Захария Лобов был назначен. Завершенный каменный собор стал одним из самых величественных церковных зданий России, уступая по вместимости (5 тысяч человек) только Московскому храму Христа Спасителя (10 тыс. чел.) и Санкт-Петербургскому Исаакиевскому собору (7 тыс. чел.). Строительство в итоге обошлось казакам в 2 миллиона рублей. 9 мая 1904 года состоялось освящение нижней церкви собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, возглавленное архиепископом Донским Афанасием и епископом Аксайским Иоанном. Освящение главного престола в честь Вознесения Господня было отложено до 6 мая 1905 года, т. к. ожидали прибытия императора Николая II. Сам Государь не смог прибыть, но прислал телеграмму. Освящение, при огромном стечении народа, возглавили те же два архиерея, причем престол был освящен на соборной площади, а затем внесен в алтарь собора. Освящение придела во имя Воскресения Христова возглавил архиепископ Афанасий 22 мая того же года, а придела в честь иконы Божией Матери Одигитрии — 12 июня того же года. В память об освящении и открытии собора многие потрудившиеся в деле его возведения были награждены специально изготовленными памятными медалями, некоторые — орденами Российской империи.

В сложные годы военных действий на Западных рубежах страны и революционных настроений в народных массах отец Захария прикладывал максимум усилия к развитию внутренней миссии – среди прихожан и жителей города. В 1915 году, по его инициативе, при Новочеркасском Кафедральном соборе был создан миссионерский кружок ревнителей веры и благочестия. Особое попечение он имел к несению людям живого слова – проповедей к чему призывал и клириков собора. Клировая ведомость Вознесенского Собора сообщает: «Одну проповедь говорит по назначению, а шесть проповедей сказал на своих седмицах за ранними литургиями перед исповедью говеющих, также неопустительно вел собеседования с прихожанами после вечерни».

За многие понесенные труды священнослужитель многократно награжден государственными медалями и церковными иерархическими наградами. Так 6 мая 1913 г. священник Захария был награжден орденом святой Анны 3 степени, а 6 мая 1916 г. – тем же орденом 2 степени. Он также имел серебряную медаль в память царствования императора Александра III. А вот серебряная медаль, преподаваемая Святейшим Синодом в память 25-летнего юбилея церковных школ, был особенна ему приятна. Так же знак, как и медаль в память 300-летнего юбилея Дома Романовых. Уже после свержения монаршего строя и избрания Святейшего Патриарха Тихона (Беллавина) – 3 апреля 1919 г., он был награжден правом ношения палицы.

В 1917 году в семье протоиерея Захарии Лобова случилась трагедия – скоропостижная смерть жены. К этому времени пятеро из семи его детей вели уже самостоятельную жизнь.

Дети получили прекрасное образование, а некоторые пошли по стопам отца. Судьба их сложилась следующим образом. Старший сын – Гавриил, окончив Донскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию, жил в г. Чернигове, преподавал в Черниговской духовной семинарии и служил инспектором Черниговского епархиального женского училища. Прокопий, окончив Московский Коммерческий институт и получив степень кандидата экономических наук, жил в Москве и служил в Московской Конторе Государственного Банка. Алексей, окончив Новочеркасское Духовное училище, затем Донскую Духовную семинарию в 1915 г. по первому разряду, обучался в Киевской духовной академии. Симеон окончил Донскую Духовную семинарию, Черниговское военное училище, стал офицером и находился на военной службе. Вера окончила Епархиальную женскую гимназию, затем была слушательницей  Бестужевских курсов в Петрограде. Вера вышла замуж за Михаила Анохина – секретаря краевого прокурора, и в замужестве носила фамилию Анохина. Арсений был воспитанником Донской духовной семинарии, а затем попал на военную службу. Ольга окончила Донское епархиальное женское училище.

До 28 марта 1921 года он продолжал служить в соборе, пока не был переведен к церкви Новочеркасского монастырского подворья. В эти годы он подвергался преследованиям со стороны государственных репрессивных органов за то, что не поддерживал ни обновленческий раскол ни государственную политику по изъятию ценностей из храмов.

5 октября 1923 г. в Троицкой церкви по благословению патриарха была совершена епископская хиротония отца Захарии. Одним из архиереев, совершившим это Таинство, был митрополит Митрофан (Симашкевич). Новый епископ в проповеди торжественно осудил обновленчество и отрекся от него, а также произнес слова обличающие гонения на верующих в стране. Такая однозначная позиция быстро нашла себе врагов, в первую очередь в лице самих обновленцев. После доноса в местное отделение ГПУ, он был вызван на допрос, где следователь заявил «вам известно, что советская власть никаких гонений не устраивает, ни на какую религию, в том числе и на православную, так как согласно декрета церковь отделена от государства и в религиозные убеждения советская власть не вмешивается». На это епископ ответил: «Но этой проповедью я не думал возбуждать народную массу против советской власти, и в мыслях даже не имел, т.к. дьявол и советская власть… не одно и то же»[1].

Планомерная деятельность епископа Захарии, который неустанно склонял общины к возвращению из расколов, привела к тому, что в Донской митрополии многие приходы вернулись под омофор Святейшего патриарха Тихона. Вскоре он стал открыто и свободно служить в приходах Новочеркасска и по всей епархии. В одном из писем своему единомышленнику епископ писал: «Каждый день ко мне приезжает духовенство с выражением покаяния и присоединяется к православию. Слава Богу, просветил милосердный заблудших и обратил их в лоно Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви»[2].

В результате интриг обновленческого духовенства Новочеркасска 28 февраля 1924 г. епископ Захария (Лобов) был арестован. В течении месяца длилось следствие и 27 марта после предъявления обвинений он был этапирован в Бутырскую тюрьму Москвы, где его делом занимался лично начальник VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е.А. Тучков. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ 26 сентября 1924 г. постановило заключить епископа Захарию (Лобова) в Соловецкий лагерь особого назначения сроком на 2 года. 3 сентября 1926 г. Особое Совещание при Коллегии ОГПУ, пересмотрев дело епископа Захарии, постановило: «По отбытии срока наказания Лобова Захария Петровича выслать в Мар[ийскую] область сроком на 3 года». Так епископ оказался на поселении в г. Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола). 27 января 1928 г. дело было вновь пересмотрено, епископ Захария был досрочно освобождён из ссылки, ему разрешили свободное проживание в СССР . Епископ выбрал новое место жительства – г. Тверь.

Пребывая в узах на Соловках, владыка Захария в числе двадцати четырех православных иерархов 7 июня 1926 года подписал известную «Памятную записку Соловецких епископов, представленную на усмотрение правительства», в которой высказывалось предположение, что Церковь и государство будут неуклонно соблюдать принцип невмешательства в дела друг друга. Епископы отказывались от участия в политической жизни общества, но при этом хотели провести Поместный Собор, избрать Патриарха и свободно совершать богослужения. Правительство эту записку ответом не удостоило.

Архиерейство священномученика в Твери была недолгим, потому что, в Пасхальные дни 1929 года указом Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), он был назначен в Воронежскую епархию с возведением в сан архиепископа. В приветственном слове к пастве он писал: «Усерднейше прошу принять меня как архипастыря и отца и обращаться ко мне всем сердцем и всей душою. Да будем едины, ибо в единении спасение наше и небесное и земное».

Очень непростое наследство воспринял прибывший архиерей. На протяжении последних трех лет православное епархиальное управление систематически не велось, в следствии чего широко распространилось обновленческое движение. Кроме того, еще не был уврачевано церковное разделение, связанное с именем епископа Алексия (Буя), и на территории епархии продолжало служить духовенство, поддерживающего его. Внешние же обстоятельства также не благоприятствовали развитию церковной жизни, что вытекало из законов Советской Республики в отношении религиозных организаций и широкой общественной деятельности «Союза Воинствующих Безбожников», который хоть и формально, но яростно боролся с религией в стране. Трудным испытанием для архиерея стали аресты духовенства, которые широко прокатились по епархии с начала 30-х годов. Причинами арестов становились экономические обвинения – невыплаченные или утаенные налоги.

В первый год управление кафедрой архиеп. Захарий составил список приходов, с которым он состоял в переписке и поминающих его, в который внес 414 храмов. Политика государства была ориентирована на закрытие храмов и прекращение богослужений на территории страны, поэтому постепенно из указанного списка им вычеркивались храмы, что были закрыты или засыпаны хлебом.

Все время проживания в Воронеж владыка четыре раза менял место своего жительства. Первое время жил в сторожке при Успенском Адмиралтейском храме, потом в домах верующих. Наиболее часто совершал богослужения в Троицком Смоленском кафедральном соборе (до его закрытия), в Спасском храме (до его захвата раскольниками), а последним духовным форпостом стал Успенский храм на набережной.

В 1931 году архиепископ Захария участвовал в заседании Временного Патриаршего Священного Собора. 19 апреля 1932 года он был награжден правом ношения креста на клобуке. Владыка Захария изначально стал на позицию митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя Патриаршего престола, и поддерживал его во всех деяниях.

Большое значение социального, экономического, так и канонического порядка, имело образование 14 мая 1928 года Центрально-Черноземной области с центром в Воронеже. По решению Патриаршего Местоблюстителя и Священного Синода от 1928 и 1934 годов архиепископ Захария присвоен статус областного архиерея. Помимо управления собственной кафедрой «имеет общее попечение о благосостоянии прочих епархий области <…> наблюдает за исполнением в епархиях распоряжений Патриархии <…> является ближайшим советником архиереев области <…> периодически получает от архиереев области отчеты о состоянии их епархий и о деятельности епархиальных органов <…> имеет право посещения епархий области для ознакомления с местной церковной жизнью». Помимо этого, в сложных условиях существования Русской Церкви, актуальным было и постановление, по которому он принимает на себя попечение о епархии, оказавшейся без архиерея.

Своей аскетичной жизнью, отзывчивостью и подлинным христианским смирением, будущий священномученик заслужил немалую любовь своей паствы. На богослужения святителя собиралось множество верующих со всех районов города, ближних и дальних населенных пунктов.

Незадолго до ареста владыки Захарии в мае 1935 года в Воронежской епархии прекратили действовать все обновленческие епископские кафедры, существовавшие с середины 20-х годов, кроме Воронежской, что показывает эффективность архипастырского служения будущего мученика за веру.

23 мая 1935 года святитель Захария был арестован, в его квартире произведен обыск. Были изъяты предметы архипастырского облачения и более 22 тысяч рублей церковных денег. 19 июля Владыке было предъявлено обвинение в контрреволюционной агитации «с использованием религиозных предрассудков масс» и в распускании провокационных слухов. Архиепископу вменялось в вину, что он, якобы враждебно относясь к советской власти, публично высказывался о бедственном положении крестьян, в связи с созданием колхозов, о нищенской заработной плате рабочих, о том, что государство проводит политику по искоренению религии, закрывает храмы и репрессирует священнослужителей и что в проповеди в канун Пасхи 1935 года он сравнивал современную Россию и первые века христианства в плане гонения на верующих и пастырей.

В августе 1935 года было утверждено обвинительное заключение и дело передано в спецколлегию Воронежского областного суда. 10 сентября Владыке вынесли обвинительный приговор — пять лет лагерей. 12 ноября 1935 года архиепископ Захария был отправлен в лагерь, где от нестерпимых условий и лишений он ослеп, заболел и в 1937 году скончался.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13–16 августа 2000 года архиепископ Захария (Лобов) канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Российских.

[1] Архив УФСБ РО. Д. П-15250. Л. 59об.

[2] Там же, Л. 77.

2 комментария к Церковный календарь. Воронеж, 2015 г.

  1. Андрей:

    Архиепископа Захарии нет ни в одной доступной ведомости выпускников (1875-1882)курса Павловского духовного училища. Это(ПавДУ) нужно это ещё доказать, т.к. документы показывают — Второе Тамбовское духовное училище (1882) и Тамбовская духовная семинария по 1886 год, 1886-1888 — Донская семинария в Новочеркасске — первым студентом (!),он один был назначен в духовную академию (но видно не пошёл)…

  2. Павел Овчинников:

    Да вы в некоторой степени правы. Он не окончил Павловского училище, а с 3 класса обучался в Тамбовском духовном училище. Окончил его. Потом поступил в Тамбовскую духовную семинарию. Однако ее не окончил, а окончил в 1887 88 годах Донскую духовную семинарию.
    Как я говорил на своей странице ВК церковная наука развивается и становятся доступны новые материалы. Читайте новости здесь и в социальных сетях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *